В то время как США, ЕС и Россия работают над заключением мирного договора по карабахскому конфликту и отмечают важность установления диалога между Нагорным Карабахом (Арцахом) и Азербайджаном, официальный Баку все больше затягивает петлю вокруг населения НКР.
Азербайджанские власти ужесточают условия блокады, лишая население Арцаха важнейших ресурсов жизнеобеспечения, параллельно пытаясь в ультимативной форме навязывать свои правила игры в будущих переговорах. В них цели обеих сторон диаметрально противоположные. Для карабахской стороны этого возможно достичь снятием блокады и отстаивая свою самостоятельность, а Баку намерен установить полноценный контроль над Нагорным Карабахом, что в Азербайджане называют «реинтеграцией».
При почти полном отсутствии продовольственного снабжения извне и по мере истощения внутренних запасов в Нагорном Карабахе усиливаются дискуссии о будущем республики. А возможности выбора невелики, особенно после того, как армянские власти под давлением азербайджанской стороны фактически отказались поддерживать стремления Нагорного Карабаха к независимости и признали территориальную целостность Азербайджана вместе с Карабахом.
В этих условиях наиболее приемлемым выходом из сложившейся тупиковой ситуации для Еревана является установление прямого диалога между Степанакертом и Баку в рамках «международного механизма». Власти же Нагорного Карабаха не отказываются от прямых переговоров с Баку, но упрекают Ереван в намерении признать «Арцах частью Азербайджана».
Между тем согласно просочившимся в СМИ сообщениям, за последние несколько месяцев как минимум две встречи в формате Степанакерт-Баку, организованные усилиями Запада в третьей стране, так и не состоялись. В их срыве стороны обвиняют друг друга.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев в ходе своего выступления на медиа-форуме в Шуши (культурная столица Нагорного Карабаха, перешедшая под контроль Азербайджана после второй карабахской войны), обвинил карабахскую сторону в срыве переговоров.
Буквально на днях, 31 июля стало известно, что представители Нагорного Карабаха согласились встретиться с азербайджанской стороной в Братиславе 1 августа, но на этот раз отказался Баку. Эту информацию обнародовал председатель Антикризисной комиссии при президенте Нагорного Карабаха Тигран Петросян, отметив при этом, что встреча была запланирована при посредничестве США и Евросоюза, но «Азербайджан без объяснения причин отказался от встречи».
Переговоры стали бы продолжением начатого несколько месяцев назад диалога на базе российского миротворческого контингента в селе Иванян Нагорного Карабаха с участием представителей Степанакерта и Баку.
О важности налаживания прямого диалога между Баку и Степанакертом неоднократно заявляли Россия, Европейский союз и США – основные посредники в армяно-азербайджанском урегулировании.
Наконец 1 августа нарушили тишину власти Нагорного Карабаха, заявив на уровне МИД, что «открыты к обсуждению разумных предложений относительно организации диалога между представителями Арцаха и Азербайджана».
Более того, Арцах, как отмечается в заявлении, со своей стороны «периодически выступает с инициативами и предложениями об организации встреч между представителями Арцаха и Азербайджана с участием посредников». При этом в МИДе Нагорного Карабаха особо подчеркнули, что диалог между Арцахом и Азербайджаном «должен проходить в согласованном международном формате, обладающем соответствующим мандатом».
Научный сотрудник аналитического центра APRI Armenia практически уверен в намерении Азербайджана представить переговоры с Арцахом в свете реализации их повестки «реинтеграции». «После первой встречи с представителями Арцаха на базе РМК азербайджанские СМИ и политики стали распространять информацию о том, что там обсуждались вопросы, касающиеся реинтеграции. После этого арцахская сторона поняла, что такие обсуждения бесперспективны», - сказал Мелконян в беседе с VERELQ.
Слова Мелконяна основываются на официальных заявлениях, которые были сделаны совершенно недавно на официальном уровне. Президент Нагорного Карабаха Араик Арутюнян, настаивающий на праве на самоопределение, около месяца назад заявил, что Баку обсуждает с ними одну тему – тему «интеграции, и не обсуждает другие темы».
«Кроме интеграции, никакую другую тему Баку не обсуждает. Мне из разных мест говорят: пойдем, убедимся. Я пытался, друзья, пытался два года. Эти переговоры не дают результатов, потому что в конце приходят и заявляют: это наша цель», - сказал 30 июня Араик Арутюнян, отвечая на вопрос карабахских депутатов о возможности принять предложение Азербайджана и выехать в Баку на переговоры.
С учетом целеполагания Азербайджана аналитик Сергей Мелконян уверен в необходимости участия посредников в переговорах Степанакерт-Баку.
«Без посредников, перед карабахской стороной поставят условный план того, что они должны делать. Это роспуск Армии обороны, полиции, парламента и пр. При международном посредничестве подобное обсуждение будет намного сложнее проводить. При этом с учетом текущей катастрофической гуманитарной ситуации, говорить надо в первую очередь о гуманитарных вопросах. Не роспуске армии обороны, а разблокировке Лачинского коридора под гарантии. То есть здесь назрела уже другая более актуальная на сегодняшний день повестка», - пояснил Мелконян.
Все же несмотря на предписания Международного суда ООН, обязывающего Баку разблокировать Лачинский коридор, эксперт не ожидает быстрого результата в этом вопросе. Азербайджан предлагает воспользоваться агдамской дорогой, что не имеет никакого отношения к его обязательствам по Лачинскому коридору, но все же с учетом того, что Армения признала Нагорный Карабах частью Азербайджана, ситуация для Степанакерта, как считает Мелконян, усложняется.
В самом Нагорном Карабахе на фоне усиления гуманитарного кризиса также усиливаются внутренние дискуссии по поводу будущего республики. Власти Нагорного Карабах хотя не отказываются от переговоров с Баку, но открыто заявляют о невозможности подчинения Баку. Другая часть карабахской общественности, с которой солидарен экс-госминистр Арцаха Рубен Варданян придерживается формулы сосуществования с Азербайджаном: «жить рядом, но не вместе».
За прямой диалог с Баку без каких-либо предусловий выступает бывший командующий армией обороны Нагорного Карабаха, лидер второй по величине политической силы в Арцахе «Единая родина» Самвел Бабаян.
Сергей Мелконян считает, что в настоящее время самой популярной опцией в Нагорном Карабахе считается сопротивление для сохранения самостоятельности.
«На данный момент, судя по реакции общества, популярен тренд на сопротивление. Однако вопрос – насколько долго это может продолжаться, если Армения будет занимать такую пассивную позицию, оставив Нагорный Карабах без помощи, и, если Россия не сможет добиться успехов по вопросу либо разблокировки коридора, либо предоставления гуманитарной помощи. Все это будет ослабевать тенденцию на сопротивление, поскольку будет дальше навязываться дискурс о бесперспективности какого-либо сопротивления. Вот примерно таким дискурсом пытаются додавить общество в Нагорном Карабахе», - резюмировал Сергей Мелконян.