Турция желает закупить у России зенитно-ракетные комплексы С-400. С соответствующим заявлением ранее выступил министр обороны этой страны Фикри Ышык. По его словам, позиция Москвы на этот счет «положительная». Вместе с тем, турецкий чиновник добавил, что Анкара ведет переговоры и с другими странами, имеющими аналогичные системы ПВО.
В России, между тем, считают преждевременными разговоры о продаже С-400 Турции. Как заявил в беседе с
VERELQ заместитель директора Института политического и военного анализа
Александр Храмчихин отметил, там однозначных заявлений на тему поставок пока не было.
Стоит отметить, однако, что на эту тему высказывался глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ
Александр Фомин. По его словам, в ближайшее время в Москве пройдет заседание российско-турецкой межправкомиссии, на котором будет обсужден и вопрос С-400. Иных подробностей федеральный чиновник не сообщил, и как отмечает в этой связи Храмчихин, поставки С-400 – это пока только желание Турции. Кроме того для Анкары данный вопрос является средством шантажа, в первую очередь, США.
«Насколько Россия к этому готова и политически и в плане промышленности, наличия производственных мощностей, сказать крайне сложно, учитывая ряд обстоятельств», - отметил Храмчихин. Эксперт признал, что политическая составляющая вопроса не менее важна чисто технической, промышленной.
Следует напомнить, что в прошлом году, после известного инцидента с российским штурмовиком Су-24, с целью прикрытия российской авиации и защиты от потенциального противника, в том числе и от турецких ВВС, на базе Хмеймим в Сирии были размещены именно С-400. Отношения между Россией и Турцией с тех пор заметно улучшились, однако вопрос, готова ли Москва продать столь мощное и эффективное средство вчерашнему противнику, остается открытым.
Кроме того, как заметил Храмчихин, Турция – член НАТО, и это обстоятельство способно ограничивать подобные поставки со стороны России. «Помимо этого, повторюсь, существует и проблема производственных мощностей. Российскому ВПК сейчас в первую очередь, нужно обеспечить собственную армию этими комплексами, затем на очереди Китай и Индия. Соответственно турецкий заказ, если и будет выполнен, то не раньше, чем к середине 20-х гг.», - подчеркнул Храмчихин.
Отвечая на вопрос о том, какой фактор возобладает при принятии подобных решений - коммерческая выгода или же геополитическая целесообразность, Храмчихин не исключил в будущем некоторый конфликт интересов между российскими оружейниками и органами безопасности и военными. «Их позиции в данном случае могут расходиться. Но говорить о том, какая из сторон победит, невозможно. Ситуация абсолютно непредсказуемая», - добавил эксперт. Он напомнил, что переговоры с Китаем на эту же тему велись около 4 лет, а Китай – куда более близкий России партнер, нежели Турция.