25.11.2024
В Азербайджане убеждены, что останутся безнаказанными на международном уровне - Абраамян
prev Предыдущие новости

Грузия готова вступить в западный мир, но не за счет своих традиций - грузинский эксперт

Как инцидент с гей-фестивалем в Тбилиси и кризис в отношениях с Украиной скажутся на вопросе предоставления Грузии статуса кандидата на вступление в Евросоюз? В чем причина кризиса в отношениях Грузии с Западом?


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил грузинский политолог, основатель SIKHA Foundation Арчил Сихарулидзе.


Как инцидент с гей-фестивалем в Тбилиси может сказаться на и так сложных отношениях властей Грузии с США и ЕС? Приведёт ли он к ещё большему их ухудшению?


Мне кажется, что вообще вопрос сексуальных меньшинств уже на протяжении многих лет ухудшается. И это, как мне кажется, связано с тем, что представители гей-меньшинств, к сожалению, ни на какие переговоры ни с церковью, ни с большей частью населения Грузии не идут. У них есть мнение, что цивилизованный мир, в частности Запад, послы Америки и ЕС за них, у них есть гранты, поэтому как-то договариваться с большей частью населения не нужно. Это привело к тому, что укрепляется насилие, антинастроения, и время от времени вспыхивает такое насилие.


Сегодня уже вышли заявления представителей всех возможных церковных конфессий в Грузии, которые открыто заявили о том, что грузинский путь в Европу никак не связан с вопросом ЛГБТ. То есть Грузия готова вступить в западный мир, она практически партнер, но не за счет своих традиций, не за счет того, чтобы признавать вопросы гей-парадов и сексуальных меньшинств как часть европейской интеграции.


Что же касается ухудшения отношений, эти отношения никак не связаны с гей-парадом. Все это связано с очень простой реальностью, что часть европейских и американских коллег на фоне российско-украинской войны решили использовать Грузию, как дополнительный актив. То есть представить ее вновь как антироссийское государство, которое будет активно вовлекаться в эту борьбу с Россией.


Нынешняя власть этого не желает. Более того, большая часть населения никак не желает во всё это быть вовлеченной. Именно поэтому отношения и напряжены. То есть дело не в демократии, не в любви, не в ЛГБТ, а в том, что Грузия не хочет быть вовлеченной в борьбу Запада с Россией так, как это делает Украина. Поэтому вряд ли произошедшее как-то может ухудшить ситуацию.


Может ли это дать какие-то дополнительные бенефиты для оппозиции? Да, безусловно. Они могут заявить так: видите, грузинская власть не защищает права меньшинств. Да, но эти права не были защищены и при Саакашвили, и вообще при всех других правительствах, потому что большая часть населения верующая, традиционная. И с этой властью или без этой власти попытка перешагнуть через большую часть населения Грузии, через церковь, мечети, через армянскую традиционную церковь будет серьезной ошибкой. Ни одна власть на самом деле на этот шаг не пойдет.
 
Попытается ли оппозиция использовать этот инцидент в борьбе с властями? Тем более учитывая, какую важность Запад придает теме защиты и продвижения прав сексменьшинств.


Оппозиция разыгрывает все карты. В Грузии есть элитарная часть НКАО, местные академические сферы элитарные, бизнес и политическая оппозиция, которая пытается активно использовать вопросы Украины, любые вопросы, которые можно противопоставить Грузии. Мол, если мы не поможем Украине, мы не попадем в Европу. Если мы не будем воевать за Украину, мы не попадем в Европу. То есть все, что потребует Запад, все нужно сделать, чтобы попасть в Европу. Однако, на самом деле, придя к власти, это всё станет просто сказкой. Потому что никто в Грузии не поддержит военное вмешательство, никто в Грузии не поддержит военные подарки Украине, никто в Грузии в своем уме не пойдет против Грузинской православной церкви, против мечети, против армянской церкви.


Все меньшинства, большая часть грузинского населения просто не согласятся с тем, чтобы поменять свои ценности на европейское будущее. Здесь очень четкие красные линии, и вопрос ЛГБТ и гей-темы — это совсем красные линии, и об этом уже давно говорят практически все. Более того, посол Америки говорил, что он знает о том, что традиции Грузии ценны, и этот вопрос не стоит так… Но это, безусловно, будет использовано  для того, чтобы обвинить Грузию в том, что она проповедует пророссийские интересы.
Почему пророссийские? Потому что это в России ЛГБТ запрещено, а на Украине проводят ЛГБТ-парады.


Все это обычная борьба за власть, но на самом деле любая власть будет глупа, наверное, если она будет продвигать эти идеи и говорить о том, что взамен мы получим европейское будущее. Возможно, тбилисский бомонд с этим согласится и то в некоторых районах, но большая часть населения это никак не воспримет.
 
А как скажется этот инцидент с гей-фестивалем и кризис в отношениях с Украиной на вопросе предоставления Грузии статуса кандидата на вступление в Евросоюз?


Мне кажется, что опять же надо очень четко понимать: статус кандидата в ЕС ожидает только тбилисский бомонд. Больше этот вопрос вообще никто в Грузии не помнит. Я бы обязательно провел параллель с планом интеграции с НАТО и получением плана присоединения к НАТО. Об этом тбилисский бомонд 10 лет говорил, что мы отправим войска в Афганистан, отправим в Ирак и взамен получим это. Мы ничего не получили, хотя жертва была принесена. То же самое сейчас. Поскольку стало понятно, что вопрос НАТО отложен, сейчас вопрос о статусе кандидата в ЕС. И опять этот тбилисский бомонд продвигает идею, что без этого статуса Грузия не будет существовать, без него Грузия не может развиваться, что опять же является ложью.


Для всей остальной Грузии не совсем понятно, вообще непонятно, что это принесет. На самом деле, ничего.


Что касается противостояния Украины и России на самом деле это не новое. Ведь на чем держались грузино-украинские отношения? На хороших, близких отношениях между Ющенко и Саакашвили, в результате «оранжевой революции», «революции роз». И второе – на постулате о том, что мы находимся в одной лодке против РФ. Ющенко и Саакашвили ушли. Сразу же политическая элита Украины потеряла связь с местной элитой, потому что Бидзина Иванишвили и «Грузинская мечта» не являются политическими союзниками Ющенко и Тимошенко и других коллег. То есть эта основа была разрушена.


А идея одной лодки оказалась очень неудобна. Потому что Грузия намного опережает Молдову, Украину в демократическом развитии, а сейчас, когда Украина платит за интеграцию с НАТО и ЕС кровью, то она сама заявила о том, что не хочет, чтоб ее привязывали к Грузии и Молдове, хочет сама отдельно войти.


То есть, по сути, все основные связующие вещи были разрушены, а заявлять о том, что грузинский народ и украинский это братья на сто лет – это сказка. Поэтому сейчас Грузия и Украина выстраивают отношения уже реально, на политической основе.


А там, оказывается, к сожалению, что украинский политический бомонд хочет трансформироваться для Грузии в нового старшего брата, они этого не скрывают, и указывают Грузии, как жить. К сожалению для украинцев, большая часть грузинского народа, безусловно, поддерживает морально Украину, но иметь в виде Киева нового старшего брата, как свое время Москву, никто в Грузии не хочет. И пока наши украинские братья  во главе с Арахамией и Арестовичем не поймут, что Грузии не нужен старший брат, Грузия не собирается с этой властью, как и со следующей властью идти на уступки и вести себя как младший брат, этот кейс будет ухудшаться. Думаю, уже, по сути, некуда идти дальше, потому что заявление Зеленского, человека, который реально, официально выдворил из страны посла Грузии, который во время штурма Киева, единственный из всех послов, остался в городе. Это представитель единственной страны, которая воюет на фронте открыто, мы отправили первую гумпомощь для этой страны. То есть, по сути, Грузия – единственная страна, которая до конца была верна своим взглядам в поддержке Украины. В то время, как посол Беларуси сидит на Украине, выдворять грузинского посла даже местная оппозиционная сила, кроме особо радикальных, даже они заявили, что это глупо и наивно с украинской стороны. Этим они просто уничтожают наши отношения, и ожидать того, что какая-то новая власть придет и мы согласимся на то, что Киев станет нашим старшим братом, а мы младшим, это опять же тотальное незнание грузинской внутренней политики.
 
Статус кандидата на вступление в ЕС будет все же получен?


Тяжело сказать. До этого было ожидаемо, что статус будет получен, потому что все возможные адекватные коллеги в ЕС пишут в соответствующие органы, что Грузию надо принять, потому что отказ ударил по европейским позициям, поднял уровень антизападных настроений на очень высокий уровень. Потому что люди понимают, что за НАТО ничего не получили, сейчас за Европу ничего не получили, многие проевропейские коллеги чувствуют себя оскорбленными, и мы это четко знаем.


Но, похоже, что там идет очень сильная борьба между умеренными европейцами и радикальными, которые считают, что Грузии надо преподать урок, сделать из нее антироссийскую страну и не дать ей ничего, подавить ее и заставить ее следовать всем тем приказам, подчеркиваю, директивам, которые будут идти с Запада.


Но опять же подчеркну, что это глупо и наивно. Благодаря политике директив и угроз российско-грузинские отношения были уничтожены. Мне кажется, что это путь в никуда.


Айк Халатян
 


 


 


 


 

Аватков: мы впервые публично за долгое время заявили, что Турция нарушила договоренности
Следующая новость next

Регион

Все новости