24.11.2024
Запад не дает каких-либо гарантий и оказывает давление на Армению – мнение
prev Предыдущие новости

Эксперт: Иран опасается влияния Турции в регионе Южного Кавказа

С чем связана напряженность в отношениях Ирана и Азербайджана? Готов ли Тегеран силой противодействовать планам Баку по созданию т.н. «Зангезурского коридора»? Возможно ли стратегическое партнерство Ирана и России?


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ в кулуарах VII международной научно-практической конференции «Россия и мир: диалоги – 2023. Цели и ценности» ответила руководитель Восточного культурного центра и старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, доцент кафедры современного Востока и Африки факультета востоковедения и социально-коммуникативных наук Российского гуманитарного университета (РГУ), к.и.н. Лана Раванди-Фадаи.


Мы видим активизацию Ирана в регионе Южного Кавказа, напряженность между Баку и Тегераном. О чем это свидетельствует? Иран возвращается в регион, который покинул в 19 веке?


Иран не выходил из региона, он всегда имел влияние. Что касается внешней политики Ирана, то здесь мы должны рассмотреть, что Кавказ очень важен не только для Ирана, но и для России и Турции, и он играет свою определённую роль. Несмотря на то, что, как Вы правильно отметили, отношения с Азербайджаном очень плохие, даже на грани конфликта.


Но в то же время этому предшествует ряд определенных обстоятельств, которые повлияли на напряженность этих отношений. После распада СССР Иран был приглашён развивать нефтяную инфраструктуру в Азербайджане, но потом его вытеснили под давлением американских компаний, израильских. Потом Иран стал укреплять свои связи с Арменией, и это, конечно, очень сильно раздражало Азербайджан. Чем теснее становилась дружба Азербайджана с Израилем, тем, конечно, больше отдалялся от Азербайджана Иран. И ещё проблема в том, что их отношения носят состязательный характер. Например, если военные учения проходят в Азербайджане, а там, как и в Грузии, например, проводилось много учений ещё и с участием Турции, Пакистана, то Иран тоже начинает в ответ проводить учения на границе. И, конечно, в Азербайджане это воспринимается очень остро. На сегодняшний день отношения зашли в тупик, но я не думаю, что ситуация дойдёт до какого-то конфликта.


И ещё одна из главных проблем это, конечно, то, что Иран очень боится пантюркистского влияния. Потому что в Иране проживает огромное количество азербайджанцев, это самое большое этническое меньшинство в Иране. Точного количества нет, разные статистики, разные данные - от 12 млн до 53 млн. Я всегда беру середину. И, естественно, Иран очень боится сепаратизма.


А с чем связана такая жесткая реакция Ирана на желание Азербайджана создать т.н. «Зангезурский коридор»?


«Зангезурского коридора» Иран тоже очень сильно опасается. Почему. Первое, чего он опасается, что потеряет границу с Арменией. Второе: он опасается влияния Турции в этом регионе. Он боится, что именно Турция будет иметь своё влияние на этом участке (шириной) в 3-4 км, а Иран лишится границы (с Арменией).


Я думаю, что сейчас немного меняются отношения между Арменией и Азербайджаном. Мы вырастили поколения ненавидящих друг друга людей, не знаю, как будем это исправлять, но все равно сейчас риторика меняется. Поэтому мне кажется, что если вдруг Армения сама захочет убедить Иран, может быть она что-то пересмотрит. На данный момент «Зангезурский коридор» тоже не очень приятная тема в переговорах между Азербайджаном и Ираном.


Иран в этом вопросе выступает с жёсткой риторикой, но готов ли он реально силой противодействовать, если посчитает, что есть угроза его интересам?


Иран делает очень жесткую риторику, но я не думаю, что Иран пойдёт на какой-то конфликт. Жесткие заявления, лозунги о «смерти Америке», «смерти Израилю» в менталитете людей, но страна не воинствующая.


Возвращаясь к отношениям России и Ирана. Тегеран будет учитывать интересы Москвы в регионе или он будет усиливать своё влияние даже за счёт ослабления российского влияния в регионе?


У нас очень много общих целей и совместных задач, но в то же время у нас есть конкуренция. Хотя сейчас в Иране руководство хочет видеть Россию стратегическим партнёром, но до стратегического партнёрства мы не дойдём по двум причинам. Первая: каждая страна преследует свои интересы, а интересы очень часто не совпадают.


Вторая: всегда бывает давление какой-то страны, которое сказывается на наших отношениях. Огромное количество примеров можно привести. Возьмём Гор-Черномырдин, когда американцы на нас надавили, и мы отказались. Когда мы С-300 продали, потом Нетаньяху приехал в Россию, обещал, что не будет поставлять оружие Грузии, а в то же время Обама обещал (членство в) ВТО. Мы преследуем свои цели, поэтому до стратегического партнёрства мы не дойдём, я так думаю.


Айк Халатян


 

Россия и мир: разворот от Запада к глобальному Югу и постсоветскому пространству
Следующая новость next

Регион

Все новости