В Турции сегодня пройдут президентские и парламентские выборы. Они будут иметь важнейшее значение не только для внутриполитической жизни Турции, но и для соседних регионов, учитывая какую важную роль начала играть Анкара в мировой политике за последние годы.
Реджеп Тайип Эрдоган с 2003 года возглавляет Турцию — с 2014 года он занимает должность президента, а до этого был премьер-министром (именно при нем страна перешла от парламентской формы правления к президентской). После провала попытки военного переворота в 2016 году и последовавших за этим массовых репрессиий под предлогом борьбы с гюлленистами, Эрдоган окончательно установил в стране автократию. В стране резко усилились позиции исламистов (Эрдогана часто обвиняют в связях с «братьями-мусульманами») и произошёл серьёзный откат от светских принципов строительства турецкого государства, установленных создателем современной Турции Кемалем Ататюрком. Не говоря уже о концентрации крупных финансовых ресурсов в кругах близких к властям лиц. И поэтому для Эрдогана и его команды возможное поражение на выборах и потеря власти могут иметь катастрофические последствия, вплоть до уголовных преследований, в отличие от оппозиции.
Не говоря уже о том, что для Эрдогана, который стал фигурой сопоставимой с Ататюрком, очень важно и символично выиграть выборы и встретить столетие Турецкой республики в качестве главы государства. Особенно учитывая все старания Эрдогана повысить международный вес Турции и желание вывести её из разряда региональной страны на уровень глобального игрока.
Как отмечают эксперты, нынешние выборы отличаются тем, что впервые их исход неясен. Почти все соцопросы показывают небольшой разрыв между двумя главными кандидатами — действующим президентом Эрдоганом и лидером оппозиционной коалиции Кемалем Кылычдароглу. И хотя по многим опоросам Кылычдароглу опережает Эрдогана, но, по всей видимости, впервые в Турции пройдёт второй тур президентских выборов.
При этом сам Кылычдароглу уверен в своей победе, причём даже в первом туре. «Выборы закончатся в первом туре и мы победим, это уже видно. Я не беспокоюсь за второй тур, потому что мы победим в первом»,- заявил он. И пообещал освободить людей, осуждённых за последние годы за инакомыслие. «Никто не должен сидеть в тюрьме за своё мнение»,- подчеркнул лидер оппозиции.
Однако, самым интересным для Армении является обещание Кылычдароглу изменить внешнюю политику Турции на 180 градусов. «Мы будем применять все демократические правила, предусмотренные ЕС. Нашим направлением будет западная цивилизация»,- пообещал он.
В целом симпатии Запада, в частности США, на этих выборах очевидны. Строптивый Эрдоган, который ведёт слишком независимую политику и пытается играть на противоречиях Запада и России, уже порядком достал Вашингтон. И администрация президента Джо Байдена не очень скрывает своё желание иметь более покладистого партнёра во главе одной из важнейших стран НАТО.
И не случайно, что действующие власти Турции уже открыто обвиняют Вашингтон во вмешательстве в выборы Турции. Так Эрдоган подверг в начала апреля резкой критике посла США в Турции Джеффри Флейка за встречу с кандидатом от оппозиции на президентских выборах Кемалем Кылычдароглу. «Как тебе не стыдно, думай головой. Ты — посол. Твой собеседник здесь — президент. С каким лицом ты после этого встанешь и попросишь о рандеву с президентом? Наши двери для него закрыты, он больше не сможет войти. Почему? Пусть знает, как должен работать посол. Если не знает этого, не сможет войти»,— сказал Эрдоган.
Жестко высказался против США и известный своими регулярными антиамериканскими заявлениями глава МВД Турции Сулейман Сойлу. «Планы США активизируются. Уже происходит вмешательство западной прессы для реализации этих планов. Запад проник в нашу систему после 1960 года, но Реджеп Эрдоган ликвидировал все эти проникновения Запада»,— заявил он.
В свою очередь Кылычдароглу обвинил Россию во вмешательстве в турецкие выборы. «Дорогие русские друзья,
Вы стоите за монтажами, заговорами, контентом Deep Fake и записями, которые вчера были разоблачены в этой стране. Если вы хотите продолжения нашей дружбы после 15 мая, держите руки подальше от турецкого государства. Мы по-прежнему выступаем за сотрудничество и дружбу»,- написал он в соцсетях несколько дней назад.
В ответ на это пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Москва крайне разочарована заявлением турецкой оппозиции о вмешательстве в выборы. «Россия неоднократно отвергала обвинения о вмешательстве в выборы других государств. «Ни о каком вмешательстве речи идти не может. И если кто-то предоставил господину Кылычдароглу такую информацию, то это лжецы», — заявил он журналистам.
На обвинения Кылычдароглу отреагировал и Эрдоган, призвав кандидата от оппозиции «постыдиться» из-за его обвинений в адрес России. «Теперь господин Кемаль нападает на Путина, на Россию. Я не могу этого допустить. Наши отношения с Россией не менее важны, чем с Америкой»,— заявил турецкий президент.
При этом надо все же признать, что симпатии российской стороны на этих выборах очевидны, учитывая как личные отношения лидеров двух стран, так и существующее сотрудничество в экономической сфере и стратегические проекты в энергетике (АЭС «Аккую», поставки газа, обход западных санкций, «зерновая сделка» и др.). В России не считают Турцию другом и союзником, а скорее конкурентом за влияние в разных регионах, но при этом заинтересованы в том, чтобы Турция была самостоятельным игроком, а не верным союзником США в их антироссийской политике. Поэтому Москва пытается помочь Эрдогану удержаться, соглашаясь на отсрочку платежей за газ, на продление «зерновой сделки», даже несмотря на невыполнение условий сделки по части России. Даже складывается ощущение, что положив «все яйца в одну корзину», в Москве боятся даже подумать, как придётся взаимодействовать с Турцией и строить с ней отношения, если вместо проблематичного, но уже знакомого Эрдогана к власти придёт более прозападный Кылычдароглу.
При этом необходимо отметить, что несмотря на хорошие отношения между лидерами двух стран, Турция и Россия все равно остаются конкурентами. Они так и не смогли достичь каких-либо окончательных договорённостей ни по Сирии, ни по Ливии, ни по Нагорному Карабаху. Хорошие отношения позволяют лишь избегать прямого военного столкновения и находить какие-то временные тактические решения. Эрдоган активен не только на украинском направлении, но и упорно и последовательно осуществляет экспансию на Южный Кавказ и в Центральную Азию — традиционные зоны влияния Москвы, и продвигая идею интеграции тюркских государств, фактически вытесняет с постсоветского пространства Россию. И в Москве не могут не обращать на это внимание.
С учётом всего вышеперечисленного, есть опасность того, что даже в случае поражения Эрдогана на выборах, внешняя политика Турции, в частности в нашем регионе, не очень изменится (как заметил турецкий эксперт Керим Хас, «если Эрдоган поддерживает Алиева на 100%, то Кылычдароглу будет поддерживать Алиева на 99,9%»). И в таком случае новый турецкий лидер будет иметь полную поддержку Запада в своей политике в нашем регионе, дабы с помощью Турции вытеснить Россию из регионов Южного Кавказа и Центральной Азии).
И надо отметить, что ряд ведущих армянских тюркологов не ожидает каких-либо кардинальных изменений в политике Турции в отношении Армении или поддержки Азербайджана после выборов 14 мая. Как отмечает тюрколог, кандидат исторических наук, старший преподаватель Факультета востоковедения ЕГУ Варужан Гегамян, нет ни одного доказательства того, что политика Турции по отношению к Южному Кавказу, в частности к Армении, будет другой в случае победы оппозиции. «Для Турции вопрос Южного Кавказа и Армении в частности, это вопрос не одной партии, не одного политического деятеля. Все южнокавказские вопросы связаны с турецким национальным государственным интересом. И они были такими же во время правления всех предыдущих партий, всех предыдущих лидеров. Единственное отличие от предыдущих этапов у Эрдогана было в том, что он имел несколько больше возможностей для более инициативной политики и в силу своего характера немножко больше шел на рискованные шаги. Но направление его действий было тем же, что было в предыдущие этапы. То есть в этом плане сам Эрдоган не отличался от предыдущих этапов. Соответственно, если придет к власти оппозиция, то говорить о том, что изменится политика Турции в отношении Армении это неправильно и не олицетворяет реальную политическую картину и политические устремления турецких элит, будь то оппозиция, будь то власть»,— отметил эксперт.
Возвращаясь к теме самих выборов, проходящих в год столетия Турецкой республики, следует отметить как символично завершили свою предвыборную кампанию два главных претендента на победу. Эрдоган завершил свою предвыборную кампанию в Айя-Софии, которую он снова превратил из музея в мечеть. А лидер кемалистов Кылычдароглу в мавзолее Ататюрка. Фактически обозначив этим свое видение будущего Турции.
Айк Халатян