29.03.2024
Глава МИД Арцаха и глава региона О-де-Франс Франции подписали совместное заявление
prev Предыдущие новости

Новости партнеров

Отказ от российского вектора автоматически означает переход под турецкое влияние: социолог

Каковы армяно-российские отношения в зеркале общественного мнения? Эту тему в ходе Цикла публичных лекций Евразийского экспертного клуба на тему «Интересы и ожидания Республики Армения от участия в процессе евразийской интеграции» в Иджеванском филиале ЕГУ затронул социолог, академик НАН Армении, иностранный член РАН Геворг Погосян.


Он напомнил, что армяно-российские отношения имеют глубокие цивилизационные корни, армянский народ всегда относился к России и россиянам с особым доверием и дружескими чувствами и сегодня в России проживает самая большая армянская диаспора в мире – 2,5 миллионов человек, что по численности сопоставимо с населением Армении – 2,9 миллионов.  


Многочисленные социологические опросы общественного мнения в Армении дают ясную картину отношения нашего населения к России. На протяжении последних нескольких десятилетий подавляющее большинство армянского населения (порядка 75-80% согласно различным социологическим опросам) неизменно относилось к России как к самому близкому и надежному партнеру.


"Отношения с Россией на протяжение десятков лет в армянском общественном сознании стабильно и неизменно оценивались на очень высоком уровне. Полностью позитивное отношение населения проявлялось среди представителей различных возрастных групп, среди мужчин и женщин, городских и сельских жителей. Так, например, в исследовании 2014 года на вопрос о том, с кем Армении важнее строить отношения с ЕАЭС или с ЕС, 51,6% респондентов ответили с ЕАЭС и лишь 19,5% – с ЕС. А вхождение Армении в ЕАЭС в 2015 г. одобрили 65,6% наших граждан. С какими странами было бы правильно дружить и объединиться Армении",- отметил Погосян.


Он указал, что в исследованиях американской организации International Republican Institute (IRI) в 2021 и в 2022 годах, подавляющее большинство опрошенных армян именно Россию называли самым важным политическим партнером (57%), экономическим партнером (61%) и партнером в плане обеспечения безопасности Армении (64%). А согласно результатам репрезентативного опроса 1500 респондентов, проведенного Армянской социологической ассоциацией в августе 2022 г., 59,4% считали, что Армения должна сохранять и углублять дружеские отношения именно с Россией: "Большинство опрошенных (68%) высказалось также против санкций к России в связи с войной на Украине. Среди людей старшего возраста и жителей сельской местности тех, кто против санкций, было еще больше",- сказал он.


После вступления Армении в 2015 г. в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) торгово-экономические связи между нашими странами еще более укрепились. По словам Погосяна,  основной поток (80%) армянских трудовых мигрантов за все 30 лет независимости нашей республики направлялся в Россию. Сумма денежных переводов мигрантов из России ежегодно в среднем составляла 10-12% ВВП Армении. Даже в 2019–2020 гг., в условиях спада российской экономики из-за пандемии коронавируса, денежные переводы наших мигрантов составили 7,7% ВВП республики.


"Однако в последнее время эксперты отмечают раскол в настроениях внутри общества. Разброс мнений и отношений среди различных социально-демографических групп населения достаточно высок. Так, среди пожилых людей гораздо больше тех, кто выступает за дальнейшее углубление связей с Россией. В союзе с ней они видят твердые гарантии безопасности для Армении. Люди среднего возраста тоже более склонны к развитию и углублению отношений с Россией в рамках ЕАЭС, но среди них есть и те, кто против этих отношений. Что касается молодежи и студентов, то это особый сегмент в современном армянском обществе. Дело в том, что за последние 25 лет в Армении родилось и выросло новое поколение, которое имеет свои представления и взгляды на жизнь. Именно это новое поколение, которое западные исследователи называют «digital generation» или «цифровое поколение», и будет определять политические и геостратегические приоритеты в ближайшем будущем. Молодежь, которая не обучалась в советских школах, выросла преимущественно под воздействием Интернета и социальных сетей, и, как результат, является носителем несколько иных ценностей, иного культурного кода, отличающегося от культурного кода поколения родителей.


Некоторые ценности поколения родителей были практически отвергнуты поколением детей. Ценностный диссонанс привел к фрагментации нашего общества, и к ослаблению социальной солидарности в целом. В условиях подобного ослабления традиционных форм жизненных практик, целенаправленное воздействие на сознание молодого поколения позволяет проводить “переформатирование” национальной идентичности. В Армении за истекшие десятилетия сформировалась социально-политическая прослойка людей с открыто прозападными настроениями. В этом направлении много лет последовательно работали различные западные фонды и организации. Многие из нашей молодежи не владеют или плохо владеют русским языком. Основным иностранным для них является английский язык. Героями нашей молодежи являются бизнесмены, айтишники, блогеры, актеры и певцы. Они мало знают о нашей общей истории и достижениях",- подчеркнул социолог.


Что касается антироссийских настроений, то Погосян отметил, что в социальных сетях и в некоторых СМИ антироссийский дискурс в Армении за последнее время явно возрос. Вслед мировому тренду в Армении тоже появились публикации, направленные на усиление антироссийских настроений. В общественный дискурс чаще стали вбрасываться антироссийские заявления и обвинения. Тесные партнерские отношения между Россией и Турцией не ускользают от ревностного и подозрительного внимания армян, и используются нашими противниками для разжигания конфликта в армяно-российских отношениях.


"Риск возрастания антирусских настроений в нашем населении возрастает. Именно этим объясняется заметное снижение доверия к России. В целом доля отметивших Россию на первом месте, с кем Армения должна сохранять дружеские отношения заметно снизилась. Это снижение произошло за счет повышения доверия к соседнему Ирану (32,7%), Франции (25,2%) и США (23,0%). Заметим, что проводимый в России ежегодный мониторинг “рейтинга дружественности” также показал некоторое охлаждение в российско-армянских отношениях. Позиции дружественности Армении снизились в 2022 г. на пятое место (после Беларуси, Кыргызстана, Узбекистана и Казахстана), по сравнению с третьим местом, которое она занимала в 2021 г. Между тем, всем давно понятно, что в регионе Южного Кавказа представителем Запада и НАТО выступает Турция, а не какая-либо европейская страна. С точки зрения геополитической стратегии, страны Южного Кавказа (Армения, Грузия, Азербайджан) могут находиться либо в поле влияния России, либо Турции. И, следовательно, отказ от российского вектора автоматически означает переход под турецкое влияние.


Одним словом, ведется активная работа по переформатированию общественного сознания армян. Во многом она носит искусственный характер, поскольку армянское общество в подавляющем большинстве традиционно было позитивно настроено к России. Заметим, что отношение армянской власти к этим явлениям неоднозначно, но оперативного противодействия антироссийским вбросам в соцсетях и СМИ, и к подобным акциям гражданского общества прозападной ориентации пока не наблюдается. Здесь очень важно понять, что сохранение и углубление хороших отношений с Европой и Западом, вовсе не обязательно делать за счет ухудшения традиционно дружеских отношений с Россией, как нашим главным стратегическим партнером. Многим странам, благодаря умелой дипломатии, удается поддерживать положительные связи и с Западом, и с Россией. Именно так поступают, к примеру, наши соседи по региону – Турция и Азербайджан. Напрашивается вопрос, почему Армении этого не удается сделать?",- резюмировал Геворг Погосян.