Ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности Института международных исследований МГИМО МИД России Сергей Маркедонов в своём telegram-канале «Донской казак» проанализировал инцидент у села Тех.
"Инцидент у села Тех: «рентгеновский снимок» армяно-азербайджанского конфликта
1. Инциденты в Нагорном Карабахе и вдоль армяно-азербайджанской границы - не редкость. Они, к великому сожалению, воспринимаются политиками, экспертами и медиа, как рутина.
2. Тем не менее, инцидент у села Тех (по-азербайджански оно именуется Дыг) требует к себе пристального внимания. Этот населенный пункт находится в 10 км от армянского города Горис и в 40 км от Степанакерта, столицы непризнанной Нагорно-Карабахской республики. В ходе столкновений 11 апреля там погибли 7 человек. Инцидент у Теха стал первым знаковым событием такого рода после размещения на армянской территории миссии ЕС (EU Mission in Armenia – EUMA).
На сайте миссии на следующий день появилась следующая информация: «Случившийся инцидент в очередной раз продемонстрировал, что в отсутствии делимитированной границы необходимо соблюдать линию 1991 года». ЕС также призвал конфликтующие стороны «к интенсификации переговоров по делимитации границы, а также свою готовность "поддерживать этот процесс".
3. Одним из ключевых соображений официального Еревана при размещении европейских наблюдателей на границе с Азербайджаном был тезис о неэффективности ОДКБ. Организация, мол, лишь призывает к сдержанности участников конфликта, не называет виновных, реагирует вяло. Но на практике оказалось, что и ЕUMA не спешит назвать виновного со всей определенностью. Да и призывы к переговорам и к необходимости воздерживаться от инцидентов в будущем – так себе, ноу-хау. Мало ли схожих стейтментов за долгие годы наплодила Минская группа ОБСЕ. Россия ожидаемо воспользовалась конфузом европейской миссии и указала партнерам из Еревана, а также urbi et orbi на этот факт. Заметим, что вопрос о размещении миссии ОДКБ обсуждается. И, говоря словами официальных представителей МИД РФ, «мяч на стороне Еревана».
4. Но только ли в конфузе европейцев все дело? Не поднимает ли Техская история более глубокие пласты?
5. На наш взгляд, поднимает. И сразу несколько. Во-первых, конфликт между Арменией и Азербайджаном- не карабахский, конфигурация межгосграницы и политико-географических очертаний двух — стран- вот ключевая тема, а сел вроде Теха немало. Во-вторых, сами Баку и Ереван не могут и не хотят достичь взаимовыгодного компромисса, это за них делают разные «брокеры», в меру своего понимания честности и собственных представлений о прекрасном. В-третьих, как никогда ранее в конфликте сильна геополитизация. До 2022 года Запад и Россия не конкурировали открыто на армяно-азербайджанском направлении. Теперь же и сюда пришла пресловутая «the zero sum game». Теперь любой конфуз и любая оплошность геополитического оппонента используется против него. И поверьте, любые сложности РМК в Карабахе Запад с удовольствием будет смаковать. И вот здесь вопрос уже к прагматике. Стоит ли фокусироваться на геополитическом смаке или лучше не чужое ругать, а свое активно продвигать (умом, конечно понимая чужие просчеты и провалы).
6. Таким образом, Тех дает качественный рентген сегодняшней фазы армяно-азербайджанского конфликта. И диагноз очень сложный!"