Переговоры лидеров Армении и Азербайджана Никола Пашиняна и Ильхама Алиева в Мюнхене при посредничестве госсекретаря США Энтони Блинкена и панельная дискуссия с участием глав трех закавказских республик в рамках Мюнхенской конференции продемонстрировали, что быстрых результатов в армяно-азербайджанском процессе вряд ли можно ожидать. Хотя Запад всячески желает ускорить заключение мирного договора между Ереваном и Баку, что уже длительное время «вынашивают» армянские и азербайджанские власти, все же сами стороны конфликта к этому явно не готовы.
Важнейшим моментом Мюнхенской конференции по безопасности для армянских властей была встреча с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым при посредничестве госсекретаря США Энтони Блинкена. Нет подробностей о том, что именно обсуждали стороны за закрытыми дверями в самом центре баварской столицы. Однако в ходе последовавшей панельной дискуссии глава Азербайджана заявил, что он и его армянский коллега не против разделения армяно-азербайджанского мирного договора от нагорно-карабахского конфликта.
Как и ожидалось Алиев повторил созданные им же тезисы о том, что «нагорно-карабахского конфликта нет» и «нет даже Нагорного Карабаха». Затем сделал шаг назад и заявил, что готов вести диалог со Степанакертом, представляя это как «внутриазербайджанский вопрос», но только после ухода оттуда госминистра Арцаха Рубена Варданяна. Алиев, который по каждому удобному случаю благодарит Москву за посреднические усилия, считает Варданяна неприемлемым переговорщиком, поскольку тот «человек России».
Далее Алиев неудачно, но пытался убедить собравшуюся довольно информированную аудиторию, что «никакой блокады Карабаха нет». В качестве доказательств своих слов он напомнил, что за прошедшие месяцы целых «сто больных съездили туда и сюда на машинах Красного креста». Данное «мощное доказательство» азербайджанский лидер пытался представить международному сообществу в условиях, когда до блокады каждый день более 400 тонн продуктов питания и лекарственных средств перевозились из Армении в Арцах. А Полная транспортная блокада уже создала гуманитарный кризис в Арцахе, разделила семьи.
Аналитик, глава Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян называет условие Ильхама Алиева касательно личности Рубена Варданяна лишь предлогом для того, чтобы как можно дальше затягивать вопрос создания международных механизмов диалога со Степанакертом.
«У Ильхама Алиева появился интерес затягивать как минимум один из двух переговорных треков, прежде всего это касается трека Степанакерт-Баку. В качестве формального повода Азербайджан озвучивает присутствие в Арцахе госминистра Рубена Варданяна. Это искусственный предлог, иначе столько времени, в ходе панельной дискуссии, Алиев не уделил бы Варданяну, пытаясь его дискредитировать», - сказал VERELQ Борис Навасарян, добавив, что Баку желает вытеснить Запад из переговорного трека Баку-Степанакерт.
«В интересах Алиева, чтобы отношения между Баку и Степанакертом были полностью вертикальными, и никто другой не мог ни контролировать этот процесс, ни обеспечивать его прозрачность, ни создавать какие-то механизмы защиты прав и безопасности народа Арцаха», - пояснил эксперт, назвав нежелание Баку идти на переговоры со Степанакертом – главным препятствием для продвижения армяно-азербайджанского процесса в целом.
«Ереван заинтересован, чтобы достигнутые договоренности имели гарантии в плане выполнения. Этими гарантами с точки зрения Еревана могут стать США и ЕС. Соответственно, если не будут переговоры и поиски решения по треку Степанакерт-Баку, у Еревана возникнут проблемы для того, чтобы активизировать переговоры на треке Армения-Азербайджан», - считает Борис Навасардян.
Между тем на днях стало известно, что несмотря на все сложности и длительное отсутствие встреч между армянскими и азербайджанскими официальными лицами, переговорный процесс по разработке мирного договора между Ереваном и Баку продолжается. Более того, с точки зрения Армении, наметился даже определенный прогресс. Не раскрывая скобки содержания переговоров с Баку, глава МИД Армении Арарат Мирзоян 8 февраля сообщил журналистам, что по некоторым вопросам «стало возможно сближение подходов». При этом он добавил, что Ереван недавно получил ответ Баку на предложения армянской стороны по мирному договору, и что переговоры с Азербайджаном носят «перманентный характер».
Более того, спустя чуть меньше 10 дней, Ереван направил Баку свои предложения, чем подтвердил активный характер переговоров. «15 февраля Армения завершила работы очередного этапа разработки соглашения об установлении мира и отношений с Азербайджаном. Предложения армянской стороны были переданы Азербайджану», - заявил премьер-министр Никол Пашинян на заседании правительства 16 февраля.
Политолог Бениамин Погосян за рвением Запада урегулировать армяно-азербайджанский конфликт видит геополитический мотив. «У Запада три цели на Южном Кавказе, и все они сводятся к вытеснению России из региона. Под окончательным урегулированием конфликта Запад желает видеть уход России из региона», - сказал VERELQ Погосян, который недавно с группой армянских и азербайджанских экспертов участвовал в закрытых встречах с европейскими высокопоставленными чиновниками, отвечающими за внешнеполитические вопросы ЕС.
В связи с этим, он считает тщетными надежды, что отправка европейских наблюдателей для мониторинга армяно-азербайджанской границы, станет стабилизирующим фактором и можно будет затягивать процесс заключения мирного договора с Баку, как минимум два года. Тогда завершится срок дислокации наблюдательской миссии ЕС, которая в понедельник, 20 февраля, официально была запущена. «Наоборот, цель ЕС как можно скорее достичь заключения данного договора, а не затягивать статус-кво. Наблюдатели направлены для того, чтобы создать более или менее стабильные условия на земле для продвижения переговорного процесса», - считает Погосян.
Что касается вопроса будущего Нагорного Карабаха и блокированного азербайджанцами уже 70 дней Лачинского коридора, связывающего Арцах с Арменией и внешним миром, то в этом вопросе Ереван, как считают эксперты, выбрал позицию «активного наблюдателя». Азербайджан же, в прошлом продвигающий идею экстерриториальности дороги через Сюник для связи с Нахиджеваном, равной по статусу Лачинскому коридору, в корне изменил свой подход, блокировав «дорогу жизни» Арцаха.
«Если мы говорим об открытии коммуникаций, то, конечно, должны быть созданы контрольно-пропускные пункты как на обоих концах Зангезурского коридора, так и на границе между Лачинским районом и Арменией», - сказал Алиев по итогам встречи с Блинкеном и Пашиняном в Мюнхене, добавив, что будет ждать ответа Еревана на это предложение.
В целом неблагоприятный для будущего Арцаха нынешний армяно-азербайджанский процесс можно будет приостановить лишь в одном случае. «Если для армянских властей будет очевидно, что подписание соглашения приведет к потере властных рычагов в результате мощного внутреннего общественно-политического сопротивления с вытекающими из этого последствиями», - резюмировал Бениамин Погосян.