VERELQ представляет самые примечательные публикации армянской прессы.
Газета «Жоховурд» пишет: 21 октября 2022 года, после открытия генконсульства Ирана в Капане, по сведениям газеты «Жоховурд», подобное желание выразило и посольство РФ в Армении. По нашим сведениям, Россия по различным каналам сообщала властям Республики Армения об этом своем желании. Сейчас обсуждают как отказать стратегическому союзнику в этом вопросе, когда ранее Ирану разрешили открыть консульство в Сюнике. Газета «Жоховурд» обратилась с запросом в Министерство иностранных дел РА с просьбой разъяснить, обращалась ли Россия официально или неофициально к Армении по вопросу открытия консульства в Сюнике. В ответе МИД РА говорится: «Республика Армения не получала от Российской Федерации официального прошения об открытии консульства в Сюнике». Заметим, что в ответе МИД РА говорится лишь об отсутствии официального предложения, а о неофициальном прошении слова нет. Газета «Жоховурд» не смогла получить по этому вопросу комментарий от посольства РФ в РА.
Газета "Иравунк" пишет: "Ожидается, что в ближайшие дни министр обороны РА Сурен Папикян подаст в отставку. Согласно тем же источникам, он перейдет на дипломатическую работу. Все это результат договоренности между Суро и Николом. При этом Никол таким образом убьет двух зайцев. Во-первых, выполнит указания своих хозяев избавиться от Папикяна, а во-вторых, спишет на Папикяна гибель 15 военнослужащих, таким образом выпустит пар. При этом Никол Папикяну пообещал "непыльную работу", дав понять всем членам ГД, что свои "не у дел не останутся".
Газета «Грапарак» пишет: «К выборам в Совет старейшин Еревана готовятся также в партии “Процветающая Армения” во главе с Гагиком Царукяном. Кандидатом в мэры, вероятнее всего, станет секретарь Национального олимпийского комитета Армении Грачья Ростомян. Месяцами ранее до нас дошли сведения, что Ростомян пытается сделать “тюнинг” партии “Процветающая Армения”, собирает команду, пытается найти новых людей, особенно – из мира спорта. Обещает, что новая партия не будет ни с кем ассоциироваться, в том числе с прежними властями, даже с председателем партии “Процветающая Армения” Гагиком Царукяном. Цель – войти в политическое поле, на первом этапе – по программе участия в выборах в органы местного самоуправления. Однако, по всей вероятности, поняв, что быть представителем прежней власти уже не клеймо, они решили пойти на выборы в составе партии “Процветающая Армения”. Пресс-секретарь Гагика Царукяна Ивета Тоноян в связи с нашими сведениями дала следующий комментарий: “Процветающая Армения на данный момент пока не проводила никаких обсуждений по вопросу участия в выборах в Совет старейшин Еревана или касательно формата участия. В ближайшее время политсовет партии проведет обсуждение по данному вопросу, и, естественно, выступит с заявлением. До этого не могу комментировать какие-либо сведения”».
Газета «Голос Армении» пишет: 8 февраля Ален Симонян опубликовал в соцсетях фотографию, на которой он сидит за столом с несколькими – от силы 5-6 людьми, сообщив, что принял родителей солдат, погибших в армии в боевых и небоевых условиях. «Подробности беседы с родителями не подлежат огласке", - важно сообщил спикер НС. Почему содержание беседы председателя парламента с родителями погибших солдат является тайной, о чем таком секретном шла речь на встрече, чего широкой публике знать не полагается, осталось непонятным. Чуть позже в ответ на запросы СМИ пресс-служба НС соизволила уточнить, что родителей погибших во время пожара в селе Азат на встрече не было, присутствовали «родители военнослужащих, которые каждый четверг собираются у здания правительства». О чем они говорили с Симоняном, не имеющим никакого отношения ни к армии, ни к правоохранительным органам (если уж речь идет о небоевых смертях), так и осталось тайной за семью печатями.
Неизвестно, были ли родители погибших или пропавших без вести 12-14 сентября военнослужащих среди тех «счастливчиков», которых Симонян удостоил приема, однако эта встреча в очередной раз подтвердила: де-факто власти тщательно скрывают все, что касается потерь в армии. Будь то 44-дневная война, сентябрьская агрессия Азербайджана или другие, менее масштабные боевые столкновения, - все окутано мраком противоречивых сообщений, недомолвок, разнообразных и противоречивых данных, а то и вовсе отсутствием информации. Сентябрьские бои – лучшее тому подтверждение, хотя стоит прежде всего отметить один, страшный по своей сути факт: по сей день, спустя 2 года и 3 месяца после завершения боевых действий осени 2020 г. в Арцахе, не опубликован поименный список всех погибших армянских военнослужащих и гражданских лиц. Можно не сомневаться в том, что при Пашиняне этого сделано не будет. И дело отнюдь не в масштабе потерь – 12-14 сентября 2022-го погибло по официальным данным 225 военнослужащих, но полного их списка по прошествии 5 месяцев нет.
Между тем еще 19 ноября пресс-секретарь Следственного комитета Гор Абрамян сообщил агентству «Новости Армения», что окончательное число жертв составляет 224, пропавших без вести – трое. По его словам, личности всех погибших установлены, процесс идентификации завершен. 24 января Главное военное следственное управление СК обобщило результаты следствия по факту сентябрьской агрессии Азербайджана, подтвердив эти данные уже официально. Вопрос: почему полный поименный список до сих пор не опубликован? 2 и 14 ноября было опубликовано два списка – в одном было 93, во втором 51 имя. То есть в общей сложности 144. Таким образом, имена 80 (!!) погибших до сих пор официально не оглашены. Чего же ждать от властной своры в плане 44-дневной войны с несколькими тысячами погибших? Вызывает вопросы и число пропавших без вести. 10 ноября на заседании правительства Пашинян заявляет, что после азербайджанской агрессии 13-14 сентября у Армении официально 16 без вести пропавших, и все 16 тел остаются на «контролируемой» (в реальности – оккупированной) Азербайджаном территории. 14 ноября СК сообщает иные данные: жертв среди военных -197, еще 29 - без вести пропавшие. А спустя чуть более месяца, 19 декабря, тот же Следком заявляет о 224 погибших, то есть судьба 27 пропавших к тому времени уже выяснена. По логике должно остаться двое пропавших, но СК говорит о троих военнослужащих, участь которых остается неизвестной.
При этом никто не считает нужным пояснить, почему де-факто премьер публично озвучивает не совпадающие с официальными данные. Как и ни слова не говорится о том, что стало с теми телами, которые оставались на оккупированной Азербайджаном территории. 28 ноября Баку вернул 13 тел. Надо ли полагать, что они входили в 16 названных Пашиняном, а еще три тела – и есть те трое солдат, судьба которых, согласно СК, остается неизвестной? В таком случае почему с разницей в 4 дня Пашиняном и следственным органом озвучиваются совершенно разные данные? Сухая статистика выглядит оскорбительной и недопустимой, когда речь идет о павших в боях за защиту Родины воинах, за уход каждого из которых нормальный армянин испытывает непреходящую боль. Но именно небрежное, непрофессиональное, если не сказать преступное отношение государственных структур и первого лица ко всему, что связано с потерями в армии, и привело к ситуации, когда эти потери становятся рутинными, а число и имена погибших - предметами манипуляций. Сказанное в полной мере демонстрирует история одного павшего в сентябрьских боях солдата, останки которого были недавно переданы Армении и идентифицированы.
27 января Баку передал армянской стороне останки военнослужащего вместе с военным билетом на имя Ваге Торосяна. В процессе идентификации его личность была подтверждена, и семья, наконец, смогла похоронить своего сына. Однако обстоятельства смерти Ваге остаются туманными, и, похоже, следственный комитет не спешит их выяснять – по крайней мере, об этом ничего не сообщается. Так, согласно не опровергнутым никем сообщениям в прессе, солдат-срочник Ваге Торосян служил 9 месяцев, а 12 сентября его отправили в район села Неркин Ханд. На следующий день во время наступления ВС Азербайджана он получил ранение в голову, руку и ногу. При этом 15 числа Ваге связался с другом и сообщил, что находится в Неркин Ханде. То есть 15 сентября, когда бои уже завершились, Торосян был еще жив и находился в селе.
Что же случилось после 15-го, почему парня не удалось спасти? Попал ли он в плен и был убит азербайджанскими палачами в нарушение всех международных конвенций и норм, как те военнослужащие, видеозапись убийства которых взорвала сеть 2 октября? Или истек кровью, не дождавшись помощи своих? На эти вопросы никто отвечать, кажется, не собирается. И стоит ли удивляться подобному равнодушию к судьбе раненого армянского солдата, если вспомним ставшие известными аналогичные случаи в ходе и после 44-дневной войны? Ни те случаи двухгодичной давности, от которых за версту несло криминалом в плане отношения государственных структур к гражданам страны, ни истина о событиях 12-14 сентября 2022г. не станут достоянием общественности, пока у власти режим, все это, собственно, и содеявший, – в этом можно не сомневаться. Когда ложь официально возведена в статус государственной политики, а факты массово скрываются или подчиняются интересам правящей команды, ничего иного ожидать и не приходится. Чудовищная ложь властей весь период 44-дневной войны, как и прошедшие с тех пор два с лишним года – лучшее тому доказательство.