В вопросах, затрагивающих Арцах, иранская дипломатия проявляет максимальную осторожность. Об этом заявил редактор иранского информационного портала «Алик-Онлайн» Арам Шахназарян, комментируя безадресную и запоздалую реакцию Тегерана на ситуацию в Лачинском коридоре.
«В случае иранской дипломатии есть определенные тонкости. В вопросах, затрагивающих территорию Армении, в частности, Сюник Иран всегда выступает адресно, демонстрируя, что для него это красная линия, и в случае необходимости иранская сторона будет действовать. В вопросах, затрагивающих Арцах, иранская дипломатия проявляет максимальную осторожность, в особенности ввиду наличия этнических проблем внутри страны. Там проживает 13-14-миллионная тюркоязычная община, реакция которой может быть весьма острой. Именно из-за этого Иран в подобных случаях либо не реагирует, либо поздно реагирует и при этом реакция бывает косвенной», - заявил Шахнахарян в эфире программы Review. Тем не менее, в случае с Лачинским коридором Иран хоть и с определенным промедлением, но отреагировал. А реакция Тегерана пусть даже и не была адресной, но по сути защищала интересы армянской стороны, поскольку речь по большому счету шла о необходимости разблокирования Арцаха.
Шахназарян подчеркнул, что на данном этапе Иран сконцентрирован на решении внутренних проблем, поскольку антиправительственные беспорядки продолжаются, хоть и с меньшей интенсивностью. Однако эти проблемы не остановят Иран от действий, в случае начала определенных процессов на Южном Кавказе в контексте армяно-азербайджанского противостояния. Он подчеркнул, что в Иране считают посягательства на армянский Сюник угрозой своей нацбезопасности. По словам Шахназаряна, в случае угрозы изменения границ ИРИ примет меры в том числе и военного характера, о чем было неоднократно заявлено и на самом высоком уровне. Шахназарян подчеркнул, в Иране прекрасно осознают последствия потери армянского Сюника, за которыми могут последовать посягательства на территорию самого Ирана.
По его словам, в Иране негативно относятся и к перспективам экстерриториального коридора через Сюник, называя его «туранским коридором НАТО». «Они понимают, кто стоит за этим проектом, для чего он необходим и какие последствия будет иметь», -заявил Шахназарян.