2.10.2024
Реакция и действия властей на азербайджанскую провокацию неадекватны - депутат
prev Предыдущие новости

Грант Мелик-Шахназарян: Как было принято решение о блокировке трассы Степанакерт-Горис?

Политолог Грант Мелик-Шахназарян в своём Телеграм-канале пишет:


"Как было принято решение о блокировке трассы Степанакерт-Горис?

8 ноября текущего года президент Азербайджана Ильхам Алиев, после многочисленных встреч с премьер-министром Армении на различных площадках и добившись в ходе этих встреч больших успехов в процессе подписания так называемого мирного договора, выступил с очередными антиармянскими заявлениями в Шуши, что на данном этапе для многих стало неожиданностью. Все обсуждали возможность подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном до конца года. Особенно после пражского совместного заявления Пашиняна, Алиева, Макрона и Мишеля, многие, особенно на Западе, стали считать процесс урегулирования армяно-азербайджанских отношений практически решенным делом. Официальные заявления из Армении, Азербайджана и Турции также имели положительные ноты. Однако после 6 октября что-то изменилось, и стороны вернулись к тактике агрессивной риторики.

После упомянутого выступления Ильхама Алиева я как-то писал, что его высказывания какие-то странные: с одной стороны, Баку и Анкара заинтересованы в так называемом мирном договоре и торопят Армению к скорейшему подписанию этого документа, с другой стороны, фактически исключают такую возможность. Возникает вопрос, почему? Тогда я предполагал, что либо Алиев увидел возможность добиться от Армении куда больших уступок, либо имело место внешнее давление, направленное на то, чтобы отложить урегулирование армяно-азербайджанских отношений на неопределенный срок.

Проблема осложнялась еще и тем, что и подписание так называемого мирного договора, и два вышеуказанных варианта не сулили для Армении ничего хорошего. Во всех случаях речь шла либо о новых потерях, либо об обслуживании чужих интересов в ущерб своим жизненным интересам. И самое странное, что даже в этой ситуации Алиев и Пашинян действуют весьма синхронно. Совместными усилиями они сначала разработали секретный план, затем подписали пражскую декларацию, затем сообщили российской стороне о своем решении и приступили к работе.

Блокировка Азербайджаном дороги Степанакерт-Горис и выдвинутые требования доказывают, что причиной задержки так называемого мирного договора являлось наше первое предположение: прежде чем обеспечить юридическое решение армяно-азербайджанского конфликта, Алиев хочет добиться новых уступок со стороны Армении.


Однако, чтобы процесс не создавал дополнительных рисков для Азербайджана, официальный Баку получил от Пашиняна промежуточный документ, в котором говорится, что Армения признает территориальную целостность Азербайджана. Речь идет об уже упомянутом пражском заявлении. А поскольку этот документ был подвергнут критике только со стороны России, Алиев повез Пашиняна в Сочи и сделал все, чтобы получить подпись президента России под документом с аналогичным содержанием. После этого для Азербайджана было лишь вопросом времени заблокировать единственную дорогу, соединяющую Арцах с Арменией. Они просто дождались окончания Детского Евровидения и 12 декабря взяли в осаду 120 тысяч армян Арцаха. Перед этим, 3 декабря, азербайджанская сторона провела предварительную проверку этой операции."