Город раньше никогда не украшался так эффектно, даже до катастрофы. Навязываемая радость является важным инструментом в авторитарных и кастовых системах для управляемости обществом и сохранения собственной власти.
Об этом в своей новой статье пишет член группы «Альтернативные проекты» Ваге Ованнисян.
«В Америке 18-19 веков чернокожих рабов заставляли петь и танцевать после самых тяжелых страданий. Отказ быть «счастливым» вызывал более суровое наказание.
Нацисты в концлагерях заставляли евреев прыгать и веселиться.
Члены семей арестантов концлагерей были обязаны выглядеть радостно и весело во время всеобщих советских праздников.
Хаксли в своем «Новом прекрасном мире» описывает отношение Альф к низшим кастам, которые постоянно трудятся и не имеют права ни на что большее: «Единственное, что от них требуется - быть счастливыми».
Для правителей, высших каст, властей важно, чтобы даже в самых нечеловеческих условиях массы были «счастливы».
Принудительное счастье имеет глубокое психологическое значение. Бесчеловечные власти, принесшие разрушения, при наличии «счастливых масс», начинают думать, что они правы и ни в чем не виноваты.
Принудительная предновогодняя и предевровиженная радость на улицах Еревана с разноцветными огнями, большими елками - из этой серии.
Даже в самых сложных условиях можно организовать сдержанное торжество для детей, с учетом того, что жизнь все же продолжается.
Но в стране, в которой только в сентябре погибло более 200 молодых ребят, трупы многих из которых пока не возвращены, бесчеловечно устраивать такое вульгарное празднество.
Власть руководствуется формулой «радость масс - мое спасение». Для этого она тратит большие суммы из бюджета, чтобы навязываемая радость была более массовой.
Радуйтесь, чтобы забыть все жертвы и потери, радуйтесь, чтобы забыть про 150 тысяч армян, оказавшихся под угрозой геноцида, радуйтесь, чтобы забыть, что при нашей власти каждый день может начаться новая война с новыми жертвами.
Навязанная радость приводит к деградации общества: еще больше дифференцируются те, кто омрачен горем, кто радуется шарам и салюту, кому все равно. В маленькой Армении это до пошлости больно.
Но являемся ли мы стадом или можем быть нормальным обществом, и формируется ли общественная атмосфера только властью?
Когда мы, наконец, сформируем влиятельные общественные единицы, сможем повлиять и на общественное восприятие, остановив деградационные процессы.
А на данный момент у нас есть только власть с большими ресурсами, вульгарными представлениями о жизни, и в противовес этому - несколько сотен личностей, голос которых, однако, исключительно индивидуален»,- написал он.