Расходы Армении на оборону в следующем году будут равняться $1,23 млрд. Такие данные содержатся в проекте госбюджета на следующий год. В процентном выражении военный бюджет страны увеличится на 47% и впервые в истории окажется больше $1 млрд.
Резкое увеличение военных расходов для Армении с размером ВВП на душу населения около 6 тыс. долларов (в прошлом году эта сумма составляла 4,6 тыс. долларов, а скачек ВВП на душу населения в долларовом выражении объясняется резкой девальвацией американской валюты, ростом экономики и инфляцией), большая финансовая нагрузка. Встает вопрос – выдержит ли экономика страны такие расходы на оборону в долгосрочной перспективе?
Эксперты считают, что сохранить такой уровень расходов на оборону в будущем, в чем она безусловно нуждается после тяжёлого проигрыша страны в войне 2020 года, будет очень сложно. «В то же время нужно понимать, что необходимым условием для экономического роста является обеспечение внешней безопасности. Если это будет содействовать, то его также можно считать косвенной инвестицией в экономику», - считает экономист Грант Микаелян.
Бывший министр финансов Армении Вардан Арамян обращает внимание на то, что правительству удалось существенно нарастить военные расходы за счет складывающейся в этом году благоприятной экономической ситуации. Это резкий экономический рост в этом году, драйверами которого в основном являются переехавшие в Армению со своим капиталом россияне и активизация товарооборота с Россией.
«В связи с этим для того, чтобы ответить на вопрос о потенциале Армении удержать военные расходы на уровне 2023 года, нужно исходить из фундаментальных показателей экономики. То есть насколько стабилен двузначный экономический рост, который фиксируется в этом году. И насколько обоснован прогноз правительства по экономическому росту в 2023 году на уровне 7%», - сказал Арамян в беседе с VERELQ.
По его словам, согласно программе правительства, драйверами экономического роста в будущем году будут неориентированные на экспорт сектора. «Это услуги и капитальное строительство. А эти сферы в плане эффективности и производительности хромают, поскольку сидят на деньгах, а ориентированные на экспорт сектора, из-за высокой конкуренции на внешних рынках, должны всегда оставаться «в форме», постоянно повышая свою производительность за счет существенных инвестиций», - считает он.
И тут же, на его взгляд, встает второй вопрос, в 2023 году у Армении будут возможности для такого скачка, как в этом году? «В этом году беспрецедентный финансовый приток в страну был обеспечен тремя источниками – это туризм, который за январь-сентябрь вырос в два раза, второе - трансферты, объём которых вырос в разы, за тот же период достигнув 3,5 млрд долларов (из них 2 млрд долларов из России – ред.) и третье - параллельный экспорт, который тоже достиг существенных объёмов», - считает экс-министр финансов Армении.
Затем он признал, что возникновению указанных выше и положительно влияющих на армянскую экономику факторов способствовал украинский кризис. «Будут ли в следующем году эти факторы работать или нет, я не знаю. Это сложный политический вопрос. Есть самые разные сценарии. А если эти факторы не будут присутствовать, что тогда? В этом случае для того, чтобы достичь роста экономики на уровне 7%, нужно создать на 7% больше благ, которые были созданы в этом году. А в 2022 году эти блага были созданы за счет вышеуказанных факторов», - пояснил эксперт.
В связи с этим, по словам экспертов, правительство Армении должно сильно постараться, чтобы сохранить в будущем запланированные на 2023 год объёмы финансирования сферы обороны.
Однако, прежде всего, важна высокая продуктивность военных расходов и то, насколько удастся решить те задачи, которые заложены в логику бюджетного процесса. А это означает выстраивание эффективной системы обороны, проведение реальных реформ в армии. В противном случае, большие расходы на оборону могут стать непосильной ношей для государственного бюджета.