В заявлении, принятом по итогам переговоров глав МИД Армении, Азербайджана и госсекретаря США Энтони Блинкена 7 ноября в Вашингтоне, содержится ссылка на договоренности в Сочи лидеров Армении и Азербайджана 31 октября, и это свидетельствует о взаимном учете наработок. Об этом в беседе с VERELQ заявил аналитик Давид Арутюнов, комментируя итоги вашингтонских переговоров.
«По крайней мере, можно говорить о взаимном учете наработок и своего рода непрямом взаимодействии. Здесь уместно напомнить, что и в Сочинском заявлении содержался пункт о признании территориальной целостности сторон, похожий на формулировку, которая была принята по итогам встречи в Праге, - считает Арутюнов. - Скорее всего, в условиях, когда стороны достигают договоренностей по конкретным проблемам, эти договоренности учитываются на обеих переговорных площадках».
На его взгляд, по всей видимости, параллельное существование западной и российской площадок сохранится, как и конкуренция между ними, но по мере «углубления переговорного процесса, вероятно, они будут все больше учитывать результаты работы друг друга».
Аналогичного мнения придерживается директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян. «Одной переговорной площадки, как это было в лице Минской группы ОБСЕ, больше нет. Этот формат существует формально, но переговоры ведутся на разных площадках, и несмотря на наличие между Москвой и Западом острых геополитических противоречий, усилия друг друга они не могут не учитывать. Мы сейчас наблюдаем такую попытку», - сказал в беседе с VERELQ Искандарян.
О чем договорились в Вашингтоне?
Не прошло и 10 дней после встречи премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева при посредничестве лидера России Владимира Путина, а уже была активизирована вашингтонская переговорная площадка. 7 ноября главы МИД двух стран Арарат Мирзоян и Джейхун Байрамов по итогам переговоров в Вашингтоне, согласно официальному пресс-релизу Министерства иностранных дел Армении, договорились ускорить свои переговоры и провести еще одну встречу в ближайшие недели.
Помимо этого, стороны подтвердили взятые на себя обязательства руководителями Армении и Азербайджана на встречах 6 октября в Праге и 31 октября в Сочи, что эксперты называют попыткой сопоставления российских и западных наработок по мирному урегулированию конфликта в Закавказье. Несмотря на осторожный оптимизм экспертов, никто пока не берется прогнозировать, что Россия и США или Россия и ЕС близки к координации своих усилий по продвижению повестки мира в регионе.
Наоборот, слова президента России Владимира Путина на недавнем Валдайском форуме о принципиальных различиях проектов Москвы и Вашингтона по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, свидетельствуют о наличии концептуальных противоречий по урегулированию конфликта. Россия, в частности, предлагает отложить решение вопроса статуса Нагорного Карабаха на неопределенный срок в силу невозможности его урегулирования, и приступить к решению других вопросов, касающихся делимитации границы, разблокировки транспортных коммуникаций и пр.
Запад поддерживает комплексное решение проблемы без затрагивания вопроса статуса НКР (Республики Арцах), вместо этого предлагая, по крайней мере сейчас, непонятные до конца международные механизмы политического диалога между Степанакертом и Баку. Этого же подхода придерживается Азербайджан, чему Армения, по крайней мере до сих пор, не воспротивилась.
Мирный договор: когда?
Спустя два года после окончания войны 2020 года лишь неделями ранее Ереван и Баку заявили о стремлении подписать мирный договор в кратчайшие сроки – до конца 2022 года. Несмотря на наличие между сторонами большого количества разногласий, которые с точки зрения экспертов стороны вряд ли смогут преодолеть в столь сжатые сроки, все же многие задаются вопросом под эгидой Запада или России Армения и Азербайджан подпишут мирный договор и скоро ли это произойдёт?
На результативность переговоров в Вашингтоне, считает Давид Арутюнов, может указывать как договоренность о следующей встрече, так и обнародование сторонами схожих сообщений об итогах переговоров в США.
«Что касается сроков подписания договора, стороны, по крайней мере, ранее заявляли о стремлении подписать его до конца года, однако, остается под вопросом удастся ли им уложиться в этот срок, учитывая сложность проблемы и наличие неурегулированных вопросов, упоминание о которых содержится и в сообщениях по итогам встречи в Вашингтоне», - отмечает Арутюнов.
Политолог Вениамин Погосян тоже считает маловероятным быстрое заключение мирного договора между Арменией и Азербайджаном, указывая на существующие разногласия, касающиеся будущего Нагорного Карабаха, принципов проведения делимитации границы и разблокировки транспортных коммуникаций. «Насколько реально быстрое подписание мирного договора, сложно прогнозировать, но ясно то, что США будут добиться того, чтобы если не мирный договор, то хотя бы какое-то рамочное соглашение было подписано до конца года», - сказал он в беседе с VERELQ.
Вероятность скорого заключения мирного договора, по словам Александра Искандаряна, зависит от возможности и желания Баку оказывать давление на Ереван. «Если же такого давления не будет, или удастся избежать этого, то вряд ли можно ожидать подписания мирного договора до конца этого или в начале будущего года», - резюмировал Искандарян.