Движение дипломатической мысли у представителей Армении и Азербайджана происходит в разном направлении. Для армянской стороны сегодня важно ослабить напряжение, исключить какую-либо возможность новой эскалации. Азербайджан, наоборот, использует угрозу эскалации для того, чтобы добиться как можно большего в реализации собственных планов. Об этом в беседе с VERELQ заявил председатель Ереванского пресс-клуба, аналитик Борис Навасардян, комментируя итоги переговоров глав МИД Армении и Азербайджана в Женеве 2 октября.
Планы Азербайджана касательно урегулирования нагорно-карабахской проблемы и отношений с Арменией, по мнению Навасардяна, были опубликованы в газете «Айкакан жаманак» («Армянское время»), принадлежащей семье премьер-министра Армении Никола Пашиняна.
Завышенные требования Баку
Газета «Айкакан жаманак», со ссылкой на свой «достоверный источник», опубликовала небольшую статью, в которой перечислила требования Азербайджана, выдвинутые Армении. Согласно СМИ, Баку требует от Еревана распустить Армию обороны Нагорного Карабаха, признать Нагорный Карабах в составе Азербайджана, без какого-либо статуса автономии, то есть с нулевым статусом. Также Азербайджан настаивает на предоставлении коридора по территории Армении, проведении делимитации и демаркации границы по картам 1919-1920 гг. (пока неизвестно, о каких конкретных картах идет речь) и выяснении судьбы пропавших без вести азербайджанцев, «возможно, с намерением в дальнейшем обвинить Армению в военных преступлениях».
Вышеуказанные требования, как отмечается в статье, перечислены в соответствии «с возможностью провокационных действий, насколько они могут быть использованы для организации новых военных провокаций против Армении».
В этой статье, считает председатель Ереванского пресс-клуба, безусловно, присутствует ряд пунктов, где требования Баку завышены и не реалистичны с позиции Армении. «Они служат чем-то вроде оружия шантажа, чтобы выбить по ряду направлений как можно больше,- пояснил Борис Навасардян. – Разность целей и задач сторон делает переговоры мало перспективными. Такое ощущение, что Баку желает воспользоваться слабостью Еревана, а Ереван хочет задействовать механизмы международного сдерживания».
Прямой диалог между Степанакертом и Баку?
В заявлении МИД Армении, распространённом по итогам женевских переговоров, говорится об обмене мнениями по мирному договору между Арменией и Азербайджаном, обеспечению прав и гарантий безопасности армян Нагорного Карабаха, «в том числе посредством создания механизма обсуждений между Степанакертом и Баку». Особенно последний пункт многие восприняли в качестве попытки Еревана сделать Степанакерт отдельным игроком в переговорах, с чем Баку всячески не соглашался в прошлом, а после войны 2020 года вовсе считает вопрос закрытым.
В контексте этого пункта Борис Навасардян видит исполнение очередного требования Азербайджана. «Баку всячески добивался того, чтобы Ереван отказался от каких-либо претензий на роль определения будущего армян Нагорного Карабаха и в определенной степени он этого добился, - отмечает наш собеседник. – Сейчас азербайджанской стороне необходимо закрепить это в договоренностях, что, тем не менее, представляет определенную сложность для армянской стороны. Одно дело смириться с тем, что Ереван не может оказывать серьезное влияние на ситуацию в Нагорном Карабахе, а другое - что не может заявить об этом публично или прописать в каком-либо документе в двустороннем формате».
Навасардян видит также определенную готовность Степанакерта идти на диалог с Баку, хотя нужно учитывать это боксеры разных весовых категорий. «В этом формате Баку гораздо легче будет добиться своего, нежели, если бы вопрос решался с участием Еревана, а значит и с возможностью привлечения международных игроков, в частности посредников, сопредседателей Минской группы. Если диалог будет происходить в формате Степанакерт-Баку внешние игроки в него никоим образом вмешиваться не будут», - заключил Навасардян.
Интересно, что в понедельник, 3 октября, в заявлении, принятом Советом безопасности Арцаха, говорится о готовности Степанакерта к переговорам с Баку, но «только в том случае, если будет восстановлен полноценный формат переговоров, где Республика Арцах будет признана полноправной стороной».
Итоги женевских переговоров
Ранее VERELQ сообщал об итогах встречи глав МИД Армении и Азербайджана Арарата Мирзояна и Джейхуна Байрамова 2 октября в Женеве. Мирзоян, в частности, подтвердил позицию армянской стороны относительно вывода азербайджанских войск с суверенной территории Армении и незамедлительного освобождения всех армянских военнопленных. Была отмечена важность внедрения международных механизмов по контролю пограничной ситуации.
Армянская сторона также заявила, что военные преступления, совершенные ВС Азербайджана, должны удостоиться четкой оценки со стороны международных инстанций, а преступники должны быть привлечены к ответственности.
«Стороны обменялись мнениями по мирному договору между Арменией и Азербайджаном, обеспечению прав и гарантий безопасности армян Нагорного Карабаха, в том числе посредством создания механизма обсуждений между Степанакертом и Баку. Было положительно оценено взаимное понимание того, что региональные транспортные пути должны быть разблокированы под суверенитетом и юрисдикцией стран», - говорится в сообщении.