Когда действующий глава государства признает, что его переговорная концепция провалилась, а он не может закупать для страны оружие, это означает, что мы все на данный момент зависим исключительно от решений Алиева. На данный момент мы государство, которое не знает, что делать. Эта ситуация резко повышает риск войны и новой катастрофы, уверен член группы «Альтернативные проекты» Ваге Оганнисян.
«Исход - стране нужны перемены…
Что делать: если отложить в сторону крайне инфантильные призывы сдаться на четвереньках или сражаться и умирать до последнего армянина, то с точки зрения рационального, государственного мышления нам остается одно – осуществить в Армении видимые, по возможности плавные изменения. Это означает разработать новый переговорный концепт, назначить нового переговорщика, что приведет к существенному снижению вероятности войны.
Варианты модификации:
1. Осуществить реформы с участием правящего большинства. В результате общественного давления парламентское большинство сформирует новое правительство. Это дает возможность при участии грамотных и здоровых общественных кругов в новых форматах, с новыми идеями разработать новую концепцию переговоров, интенсифицировать доверительные отношения с Россией, Ираном и Западом и придать новый импульс мирным переговорам.
2. Изменения под общественным давлением путем уличных акций - просто навязать правящему большинству какого-либо кандидата на пост премьера.
3. Изменения через неуправляемую «улицу», хаос, в результате чего любая случайная сила может взять власть.
Учитывая нехватку времени, перенапряженное на данный момент содержание международных отношений и создавшуюся вокруг нас оперативную ситуацию, самый приемлемый вариант -первый. Для достижения этого должна быть проведена быстрая, грамотная организационная, не эгоцентричная работа.
Худший вариант - третий. Второй вариант, в случае отсутствия консенсуса вокруг первого, является единственным рациональным.
Что означает понятие «новый концепт»?
Он должен включать обязательство Армении решить все сложные вопросы путем мирных переговоров. Он должен исключить авантюрные шаги в отношении системы безопасности, в которой находится Армения - в отношении РФ и ОДКБ.
Армения должна суметь сделать эту свою позицию понятной и приемлемой на Западе, учитывая сложившиеся реалии.
В сегодняшнем, крайне баррикадированном мире для Армении смертельная опасность оказаться в зоне конфликта интересов сверхдержав.
Мы должны сделать так, чтобы нас воспринимали все стороны. Мы должны сделать так, чтобы Запад с пониманием относился к тому факту, что мы находимся в другой системе безопасности, имеем глубокое сотрудничество с Ираном, а
Россия должна с пониманием относиться к нашим партнерским отношениям с Западом, хотя бы потому, что около половины армян живет там.
Конечно, это очень сложная задача, но вполне решаемая. Тем более, что 27 лет мы с тем или иным успехом делали это. Многое предстоит сделать, но до этого мы должны сформулировать свой выбор. В Армении либо победит государственное мышление, либо Алиев", - написал Ваге Оганнисян.