Маркедонов: налицо усталость армянского общества от застарелого конфликта
Визит Нэнси Пелоси в Ереван спровоцировал дискуссию о геополитических изменениях в Закавказье. Однако сентябрьская военная эскалация на армяно-азербайджанском пограничье связана не только с интересами внешних игроков. Боевые действия, которые развернулись не в Нагорном Карабахе, а непосредственно на территории Армении, привели к внутриполитической активизации.
Тему раскрывает ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co.
"Триггером для нее стало выступление Никола Пашиняна 14 сентября 2022 года. Оно прошло на фоне интенсификации артиллерийских обстрелов с азербайдажнской стороны. И потому просто не могло не быть эмоциональным. Но если оставить за скобками психологические аспекты, то необходимо остановиться на нескольких важных тезисах. Премьер-министр Армении не сказал напрямую об уступке Нагорного Карабаха. Однако предложение зафиксировать территориальную целостность республики в границах времен СССР и слова о возможных непопулярных решениях, которые могут привести к отставке правительства могли привести к выводу о том, что глава кабмина предлагает армянскому обществу фактически отказаться от Карабаха. Предложенная Пашиняном идея о том, что Еревану надо защитить другие регионы Армении, на которые потенциально может наступать Азербайджан, в более спокойной обстановке могла бы рассматриваться, как некое рациональное предложение. Но в условиях военной эскалации часть армянского политикума расценила выступление премьера, как пораженчество.
Казалось бы, республику ожидают масштабные уличные протесты. Однако попытки их реального проведения показали: на первые роли вышли не опытные оппозиционеры, а «рассерженные граждане», которые стали требовать активного участия как раз оппонентов власти. И здесь фактор времени (внезапности, если угодно) сработал не на пользу оппозиции. Экс-президент Армении Роберт Кочарян провел встречу со своими сторонниками лишь 19 сентября, то есть только через 5 дней после заявления Пашиняна. При этом формат встречи вызывает, как минимум вопросы. Она носила закрытый характер. Так может и должен собираться ближний круг, штаб политического лидера. Но если есть готовность вывести на улицы массы людей, инструменты нужны иные. Кочарян пообещал в скором будущем представить план выхода из кризиса. Непраздный вопрос, а будет ли достаточно времени для его проработки? К слову сказать, представители оппозиции встретились с Нэнси Пелоси и обратились к ней с просьбой оказать давление на Азербайджан.
Таким образом, внутриполитическое оживление произошло, но к всплеску протестов не привело. Налицо усталость армянского общества от застарелого конфликта. Оно боится уступок Азербайджану, но не менее этого опасается прихода войны из Карабаха в саму Армению. Дилемма опасная и очень непростая для всех политиков республики", - написал он.