25.11.2024
«Сopy-paste» - одна из причин, почему законы в Армении остаются лишь на бумаге - депутат
prev Предыдущие новости

Эхо Украины в Карабахе: Баку прощупывает «красные линии» Москвы

Последствия неудачи России на украинском фронте дают о себе знать далеко за пределами самого театра военных действий. В регионе Южного Кавказа, где кровопролитная война между Арменией и Азербайджаном завершилась два года назад при активном посредничестве России, ощущается конфронтационная активность. Баку обвиняет в перестрелках на границе Ереван, что последний отрицает, присмотрев за этим намерение азербайджанского руководства спровоцировать военные действия в Карабахе или на границе с Арменией. Опрошенные VERELQ эксперты хотя и считают отвлечение России из-за украинского кризиса опасным для разморозки ситуации в Карабахе, но пока не прогнозируют, что в Баку решатся испытывать себя на прочность в отношениях с Москвой.


На фоне неудач, которые в последние дни испытывали российские ВС на украинском фронте, в Армении активизировались дискуссии по поводу возможности разморозки ситуации в Карабахе. Согласно логике армянских властей, Баку может воспользоваться складывающейся ситуацией из-за отвлечения России на Украину и посредством военного шантажа добиться своих целей в отношениях с Арменией. А их несколько – разоружение и роспуск Армии обороны Арцаха (Нагорного Карабаха), открытие Зангезурского коридора на условиях Азербайджана (со статусом экстерриториальности) и скорейшее подписание мирного договора, по которому Армения признает его территориальную целостность вместе с Арцахом. Согласно заявлениям армянской стороны, Азербайджан уже зондирует почву для «подготовки очередной провокации».


С предупреждением о том, что Азербайджан замышляет новое военное обострение на передовой, выступил посол Армении по особым поручениям, соратник премьер-министра Никола Пашияна Эдмон Марукян. «Азербайджан готовит очередную провокацию на границе с Арменией, а участившиеся в последнее время обвинения Баку об "обстрелах" азербайджанских позиций вписываются в логику этой подготовительной работы, - написал на своей странице в "Фейсбук" 12 сентября Марукян. - Мы все знаем, что когда Азербайджан планирует очередную приграничную провокацию, то перед этим пытается придать ей информационную легитимность. Международные акторы, которые заинтересованы в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, должны внимательно следить за обстановкой, а их адресная реакция может предотвратить эту провокацию».


В тот же день Степанакерт сообщил об обстрелах ВС Азербайджана армянского села Кармир Шука, расположенного на линии соприкосновения в Карабахе, вследствие чего были повреждены два жилых дома. Еще один дом пострадал в соседней общине Тагавард. «А во дворе соседнего дома была обнаружена пуля из крупнокалиберного пулемета», - говорится в заявлении омбудсмена Арцаха Гегама Степаняна.


Эксперты в Ереване и Москве видят угрозу разморозки ситуации в Карабахе из-за украинских событий, но не думают, что Баку действительно решится на конфронтационный сценарий, поскольку возможные последствия могут быть разрушительными.


Директор Института Кавказа Александр Искандарян возникающие симптомы разморозки ситуации в регионе конфликта объясняет желанием Баку постоянно прощупывать «красные линии» с учетом в том числе происходящих событий в Харьковской области Украины. «Азербайджан пытается проверить это, подготовиться к тому, чтобы в случае некоторого развития ситуации, смог ужесточить свою политику против Армении и Арцаха», - пояснил Искандарян в беседе с VERELQ.


Глава Ереванского пресс-клуба, политический аналитик Борис Навасардян тоже считает большее отвлечение России из-за событий на Украине опасным для хрупкого мира в Карабахе. «С одной стороны Азербайджан достаточно плодотворно взаимодействует с Россией по ситуации в Карабахе и в отношениях с Арменией. Я имею в виду не отдельные инциденты, а общее представление, как должен развиваться процесс, какие планы строятся в армяно-азербайджанском урегулировании, - сказал Навасардян в беседе с VERELQ. – С другой стороны, в Баку понимают, насколько сильнее Россия будет занята Украиной, настолько азербайджанские власти могут действовать самостоятельно, проявляя собственную инициативу, не согласованную с Москвой. Сейчас мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда Азербайджан пытается решать вопросы с максимальной скоростью».


Оба эксперта считают маловероятным, что Азербайджан в нынешней ситуации может осмелиться на лобовое столкновение с Россией, развязывая военные действия в Карабахе, за безопасность которого отвечают дислоцированные там российские миротворцы. «Не думаю, что дело дойдет до этого, но все зависит от того, как дальше будут развиваться боевые действия на украинском фронте», - считает Искандарян, с которым согласен Борис Навасардян. Последний считает индикатором решимости Баку на резкие действия характер последствий, с которыми он может столкнуться. «Смотря какие это может иметь последствия. Тут нужно понять, считает ли Азербайджан, что Россия достаточно ослабла, а сам он достаточно окреп, чтобы получив добро Анкары может начать выдворять Россию из Карабаха и как следствие из Южного Кавказа, - пояснил Навасардян и добавил. – В любом случае Баку учитывает негативные для себя последствия. Ведь вся политика Баку в области безопасности строится на лавировании между Турцией, Россией и Западом. В связи с этим выход любого из указанных факторов из контекста, ограничивает пространство маневра для самого Азербайджана».


Ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Николай Силаев считает естественным то, что украинские события влияют на ситуацию в Карабахе, поскольку речь идет о масштабной реконфигурации постсоветского пространства. «С февраля этого года специальная военная операция влияет на то, что происходит на Кавказе, в частности в Карабахе. В этом смысле уход российских ВС из-под Харькова принципиально новой ситуации не создает. Хотя это, нужно признать, что значительная неудача, возможно крупнейшая с начала специальной военной операции», - признал Силаев в беседе с VERELQ, между тем призвав наблюдателей и игроков из Южного Кавказа не рассматривать ситуацию в категориях коротких временных отрезков. Российский эксперт не исключает, что такая логика будет работать сейчас: «Ведь наш американский противник хотел бы открыть второй фронт для России, где это возможно. Хотя бы на Южном Кавказе».


«Посмотрите, как ведет себя оппозиция в Грузии, фактически подталкивая правительство страны к тому, чтобы вступить в более острую конфронтацию с Россией. Я не исключаю, что такой же логики могут придерживаться в некоторых других странах. В этом плане события на Украине работают на возможную эскалацию, - пояснил Силаев и сразу же перечислил факторы, противодействующие этой логике. – Против возможной эскалации работают именно украинские события. Украина наглядно демонстрирует то, какую колоссальную цену ей приходится платить для конфронтационную политику по отношению к России. Это нужно учитывать. Если игроки на Южном Кавказе исходят из того, что может быть какой-то приз (если воспользуются ситуацией – ред.), но и ставка очень высока. Соотношение возможного приза и его цены, создает очень нервозную обстановку».


В этом плане он советует следить за поведением Турции, которую сложно назвать другом России, но Анкара извлекает дипломатические дивиденды не из конфронтационной, а кооперативной логики в отношениях с Россией. «Думаю, задача нашей дипломатии доказать нашим партнерам, в том числе соседям, что конфронтационная логика чревата рисками для них, а логика кооперативная может быть полезной», - заключил Николай Силаев.


 

Сергей Мелконян: что надо было сделать вместо звонков в Россию и США
Следующая новость next

Регион

Все новости