Чем был обусловлен визит в Ереван главы ЦРУ? Готов ли Ереван пойти на подписание соглашения с Баку и признание Арцаха в составе Азербайджана? Насколько реальны озвучиваемые Ильхамом Алиевым угрозы в отношении Армении и Арцаха?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил политолог Грант Микаелян.
Чем, по Вашему мнению, был обусловлен визит в Ереван главы ЦРУ? Обсуждались региональные вопросы и переговоры Армении с Азербайджаном и Турцией или целью были переговоры с представителями России?
Прибытие в Ереван также Сергея Нарышкина, видимо, дает определенный ответ на этот вопрос. Также, по некоторым сообщениям, в Армению приезжал и руководитель иранской разведки. Таким образом, Армения оказалась одной из немногих площадок, где такое общение, прямое или опосредованное все еще возможно. Очевидно, в числе прочих обсуждался и вопрос "нормализации" армяно-турецких отношений, армяно-азербайджанского конфликта. Но скорее всего, цели были более масштабные. И отчасти это имеет отношение к визиту Путина в Иран 19 июля.
Как Вы оцените факт переговоров глав МИД Армении и Азербайджана в Тбилиси? Готов ли Ереван пойти на подписание соглашения с Баку и признание Арцаха в составе Азербайджана?
К сожалению, процесс настолько непрозрачен, что нет возможности более-менее уверенно о нем говорить. Но по крайней мере можно вспомнить, что Ереван счел 5 условий Баку приемлемыми, а Баку ответный список условий Еревана, состоящий из 6 пунктов, отверг. Если переговоры все же прошли, то либо кому-то необходим сам факт переговоров, и тогда это всего лишь формальность, либо Ереван пошел на условия Баку и процесс ускорился.
Как Россия будет реагировать на решение Еревана и Баку пойти на подписание соглашений под эгидой Брюсселя?
С одной стороны, Россия очень занята украинским направлением и объективно имеет куда меньше сил и возможностей в полной мере реагировать на другие направления, с другой - Южный Кавказ вряд ли полностью выпадет из ее поля внимания. Поэтому, либо Россия неформально вовлечена в процесс, и тогда она не против его продолжения, либо, если он происходит против воли ее руководства, то в какой-то момент она задействует доступные инструменты, чтобы его сорвать.
Насколько реальны озвучиваемые Ильхамом Алиевым в последние дни угрозы в отношении Армении и Арцаха в случае невыполнения азербайджанских усилий?
Алиев также в своих маневрах ограничен внешним контекстом. Разумеется, он очень хочет начать агрессию против Армении, о чем он постоянно заявляет. Сдерживающего фактора в виде сильной армянской армии на данный момент нет. Поэтому его сдерживают другие обстоятельства и вряд ли он в состоянии их преодолеть, хотя он будет стремиться прийти к такому положению в будущем.
Айк Халатян