Предложенные Азербайджаном пять пунктов по урегулированию карабахской проблемы не затрагивают проблему безопасности и прав наших соотечественников в Арцахе. На встречах с азербайджанской стороной мы этот вопрос поднимали и озвучивали наши предложения по нему. Об этом в интервью Factor TV заявил секретарь Совбеза Армении Армен Григорян.
«Наш основной ответ был об этом, мы озвучили свои предложения, предложили в целом объединить пакет предложений Азербайджана и Армении, начать мирные переговоры. Как я вчера упоминал, и международное сообщество, и Баку осознают, что наши два пакета должны быть объединены, чтобы начать мирные переговоры», - сказал он.
На вопрос, есть ли в предложениях Армении вопрос о самоопределении Арцаха, Армен Григорян ответил․ «Как я уже сказал, есть вопрос безопасности, вопрос статуса с точки зрения самоопределения, мы должны дать возможность решить этот вопрос. Но мы также отмечаем, что именно права и безопасность будут предопределять статус. И в связи с этим мы ожидаем более интенсивных дискуссий, чтобы понять как защиту институциональных прав, так и безопасность».
На вопрос, приемлем ли для властей Армении вариант, когда в случае предоставления гарантий безопасности и прав народа Арцаха, последний станет частью Азербайджана, Армен Григорян ответил, что в случае таких гарантий они должны обсудить, как они будут действовать и получить заверения, что эти гарантии обеспечат безопасность и права проживающих в Арцахе армян.
«Мы признали территориальную целостность Азербайджана еще в 1992 году. Мы неоднократно публично говорили о том, что у Армении нет территориальных претензий к Азербайджану. Армения обеспокоена тем, что безопасность и права армян, проживающих в Нагорном Карабахе, не защищены. И по большому счету процесс, который шел последние тридцать лет, заключался в том, чтобы получить такие гарантии.
Сейчас трудно ответить на вопросы полностью, но мы должны видеть эти гарантии, чтобы быть уверенными, потому что безопасность — это вопрос, где нужны четкие гарантии. Эта безопасность должна быть не только на уровне словесной или технической, но и институциональной. Когда мы получим эти гарантии, мы обсудим все остальные вопросы. Приоритет - это механизм, если у нас будут четкие представления и обсуждения по механизму, тогда мы сможем обсуждать и другие вопросы», - сказал он.