В последние дни существуют внутренние и внешние причины резкой девальвации доллара/евро, однако это создало катастрофическую ситуацию для местного производства, экспортеров и населения. Об этом пишет экономист Сурен Парсян.
«Часть экспортеров уже пострадала от девальвации российского рубля, а сейчас другая часть страдает от девальвации доллара/евро. И наоборот, выигрывают импортирующие монополии (масло, масло, мука, сахар, бензин и т.д.), которые продолжают диктовать цену на рынке.
Следует отметить, что на 2022 год Центральный банк наметил инфляцию на уровне 5,5%, однако фактически, в январе-марте индекс потребительских цен составил 7,8%, то есть ЦБ далек от своей цели.
15 марта ЦБ резко увеличил ставку рефинансирования с 8% до 9,25%. Это также способствовало повышению курса драма.
Обычно ЦБ для предотвращения девальвации драма вкладывал в экономику десятки миллионов долларов, а сейчас в основном ограничивается ролью наблюдателя, не снимая с рынка ежедневно профицит в размере около 10 миллионов долларов, что приводит к девальвации доллара. В ЦБ прогнозируют, что если в этой ситуации он будет собирать с рынка большое количество долларов, то, возможно, драм обесценится, и цены начнут расти. Однако цены продолжают расти, несмотря на «старания» ЦБ. В действительности проблема не в инфляции, а в несоразмерном повышении доходов людей.
ЦБ, пытаясь сдержать инфляцию, обанкротил местный бизнес. Сугубо финансовыми инструментами невозможно контролировать цены, в частности, в первом квартале 2022 года рост цен на продукты питания, вызванный падением в сельском хозяйстве на 5,4%, ЦБ не может регулировать, это задача правительства, которое полностью провалило сельскохозяйственную политику.
От ценного драма страдают и семьи, живущие за счет внешних трансфертов. Снижение объемов потребления окажет негативное влияние и на сферы торговли и услуг.
Подводя итог, нужно констатировать, что в Армении не существует социально-экономической политики правительства или она просто подчиняется краткосрочным интересам финансовой системы», - написал экономист.