26.11.2024
Очередная встреча с Алиевым состоится в конце апреля при посредничестве Путина- пресса дня
prev Предыдущие новости

Эксперт: Россия не собирается отказываться от своей роли посредника на Южном Кавказе

Готова ли Россия уступить Западу роль главного посредника в отношениях между Арменией и Азербайджаном? Возможна ли сделка между Россией и Турцией по Украине за счёт Карабаха?


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ «Высшая школа экономики» Тимофей Бордачев.


В последнее время ситуация в Нагорном Карабахе вновь напряжённая. Ряд экспертов связывают это с желанием Баку воспользоваться тем, что внимание Москвы сконцентрировано на спецоперации на Украине, и добиться окончательного закрытия карабахского вопроса. Помимо этого, резко активизировался Евросоюз в переговорном процессе между Арменией и Азербайджаном, стремясь стать главным посредником в переговорах. На фоне событий на Украине, насколько заинтересована Россия Южным Кавказом, своими обязательствами в рамках трёхстороннего заявления от 9 ноября 2020 года и союзных отношений с Арменией? И готова ли она уступить Западу свою роль главного посредника между Баку и Ереваном?


Я не вижу никаких признаков того, чтобы Россия собиралась отказаться от своей роли посредника и миротворца в отношениях на Южном Кавказе. Выполнение соглашения от 9 ноября 2020 года является задачей обеих сторон конфликта в условиях предоставления Россией миротворческого контингента в Карабахе. Что касается отношений с Арменией, то они регулируются участием сторон в ОДКБ и ЕАЭС, где содержатся совершенно четкие взаимные обязательства.


Стратегически Россия, конечно, хочет мира на Южном Кавказе и полноценного суверенитета государств, которые там находятся, а само по себе российское присутствие, с моей точки зрения, не может быть самоцелью. Если, например, Европейский союз сможет предложить услуги, которые обе стороны конфликта посчитают для себя подходящими – почему он не может участвовать в миротворческом процессе? Может, наверное. Недавняя встреча глав государств Армении и Азербайджана с участием какого-то крупного европейского чиновника показала очень благопристойный результат и нет оснований считать, что такие встречи не нужны. Вопрос не в том, что Россия хочет где-то что-то для себя держать, а в том, смогут ли другие предложить странам региона надежные гарантии? Пока таких примеров не было, но почему бы и нет в будущем – это, в конечном итоге, дело Армении и Азербайджана.
 
В армянском обществе есть опасения, что для получения поддержки Турции в украинском вопросе Россия может пойти с ней на сделку и уступки в вопросе Карабаха. Насколько обоснованы эти опасения? 


У меня нет таких опасений. Насколько я понимаю, отношения между Россией и Турцией развиваются в стратегической плоскости и здесь не идет речь о каких-то разменах. Тем более, что роль Турции достаточно очевидна – это самый значимый поставщик вооружений на территорию Украины и, одновременно, экономический партнер России.
 
Перед российской спецоперацией на Украине муссировались слухи о возможном расширении ЕАЭС и присоединении к нему Азербайджана или Узбекистана. Насколько вероятно сейчас расширение ЕАЭС? И как скажется украинский кризис на углублении интеграции в рамках ЕАЭС? Ускорит или замедлит её?


Вопрос об отношениях ЕАЭС и Узбекистана пока урегулирован статусом наблюдателя, что обеспечивает сближение законодательства в тех областях, где это выгодно всем сторонам. Вопрос о вступлении в ЕАЭС Азербайджана пока серьезно не ставился, насколько мне известно, и серьезно не обсуждался.


Мне кажется, что само по себе будущее ЕАЭС должно быть предметом дискуссии между участниками Союза – он создавался в принципиально других исторических условиях и нельзя просто механически продолжать интеграцию при таком масштабе глобальных изменений. Как мне кажется, в будущем ЕАЭС сохранит важные функции технического регулирования в целом ряде областей, но это не может делаться в ущерб суверенитету стран-участниц.
 
Айк Халатян
 


 

При победе Кремль вернет азербайджано-армянское урегулирование в свою сферу влияния
Следующая новость next