Вероятность строительства газопровода из Персидского залива к Черному морю и далее в Европу составляет 0,00000000000000000000000000000000000000001%. Об этом пишет эксперт по энергетике Армен Манвелян.
«Для того, чтобы этот вопрос серьезно обсуждался, необходимо наличие хотя бы какой-то предварительной договоренности между Ираном и ЕС, и подписанное соглашение, вероятность которого также близка к вышеупомянутому проценту.
Кроме того, необходимо объяснить, что значит газовый рынок, его особенности. Например, почему газ не считается биржевым товаром, хотя и продается на каких-то биржах, как формируется цена на газ и почему она существенно отличается в разных страны мира. Или чем отличается трубопроводный газ от сжиженного газа, почему он в два раза дороже первого?
Каков мировой опыт строительства трубопроводов, какие международные законы препятствуют или облегчают реализацию таких проектов, как их преодолеть и т.д.? Каковы мощности добычи газа в Иране, какова динамика его роста, насколько быстро растет его потребление в этой стране, кто основные инвесторы на этом рынке, какие у них экономические и политические амбиции?
Каков рынок газа в Европе, почему он постоянно сокращается, кто основные игроки, почему в последние годы укрепляются позиции России на этом рынке? Какая конкуренция на этом рынке, какова плотность поставок газа в ЕС, почему эта структура не выработала общий газовый рынок и политику?
Почему Черное море станет непреодолимым препятствием для реализации такой программы, что по этому поводу "говорит" Конвенция ООН по морям и как она работает в упомянутом бассейне?
Самое главное - сколько будет стоить такой проект? Вообще, кто знает сколько стоит прокладка трубопровода под равнинами, горами и под водой, кто готов за это платить и через несколько десятков лет он себя экономически оправдает?
И я пока не говорю о политической стороне вопроса - все это лишь малая часть вопросов, возникающих в данном случае.
Повторюсь: вероятность строительства такого трубопровода, вне зависимости от того, какой посол и где, что сказал, близка к нулю», — написал эксперт.