Итоги второй карабахской войны 2020 года создали на Южном Кавказе совершенно новые реалии. Кровопролитный конфликт в Арцахе был приостановлен именно благодаря посредническим усилиям Российской Федерации.
Очевидно, что Турция намеревалась удовлетворить свои давние амбиции за счет армянских интересов, а также усилить свои позиции на Южном Кавказе. Только Россия пришла на помощь, предотвратив большую катастрофу для Армении и оставшейся части Арцаха, а также, не допустив турецкой экспансии в регионе.
Сегодня противостояние на Южном Кавказе будет продолжаться, так как Турция не собирается отступать от своих планов. Армения была и остается для Турции нерешенной проблемой. Армения же, в свою очередь, должна понимать, что её национальные интересы полностью совпадают с российскими, так как Россия не собирается уступать Южный Кавказ.
Этот регион был и будет приоритетным для Москвы. Россия продолжает выполнять свои союзнические обязательства перед Арменией несмотря на всю критику, которая звучит в ее адрес.
Между тем Ереван и Анкара начали процесс нормализации.
14 января в Москве состоялась встреча между спецпредставителями Армении и Турции: Рубеном Рубиняном и Сердаром Кылычем. Первая встреча, как было отмечено, прошла в позитивной и конструктивной атмосфере. Встреча состоялась именно в Москве, где спецпредставители двух стран также встретились с замминистра иностранных дел России Андреем Руденко. Неудивительно, что встреча состоялась именно в Москве, что говорит о доминирующей роли России в регионе.
Это прямой сигнал о том, что Россия будет отстаивать свои интересы, выступая в качестве гаранта стабильности на Южном Кавказе, в частности, после того, как российский миротворческий контингент был развернут в Арцахе.
Однако усиление России в регионе не нравится не только Турции, но и некоторым общественно-политическим силам в Армении, которые финансируются извне. Эти группы совместно с Турцией и Западом синхронно выступают против российского влияния, обеспечивая тем самым, турецкий тыл. Именно с этим связан положительный настрой различных прозападных НПО в Армении, которые активно поддерживают процесс нормализации армяно-турецких отношений. Они исходят из той логики, что нормализация отношений между Ереваном и Анкарой – возможность оторвать Армению от России, и вытеснить ее из региона.
Вышеупомянутые силы рассчитывают, что после установления дипломатических отношений между Арменией и Турцией официальный Ереван может отказаться от военного присутствия российских вооруженных сил и потребовать вывести 102-ую российскую военную базу из Гюмри.
В свою очередь президент Турции Рейджеп Эрдоган также продолжает делать выпады в адрес Москвы. Параллельно мы наблюдаем постоянные провокации на армяно-азербайджанской границе и в Арцахе. Все эти попытки направлены против России и преследуют цель заменить российских миротворцев в регионе на турецких.
Может ли Турция стать для армян миротворцем? Вопрос, который должен задать себе каждый армянин.
Между тем 19 января состоится официальный визит президента Эбрахима Раиси в Москву, где пройдет встреча с президентом России Владимиром Путиным. Путин и Раиси планируют обсудить региональную повестку дня. Совершенно точно, что Иран сегодня не заинтересован в усилении Турции в регионе. Здесь интересы Москвы и Тегерана полностью совпадают. Лидерам двух стран есть о чем поговорить особенно в свете последних региональных процессов.
Безусловно, полагать, что Армения и Турция даже в долгосрочной перспективе могут стать союзниками, может только самый наивный и не разбирающийся в политике человек. Также нужно быть манипулятором и провокатором, чтобы утверждать, что между Россией и Турцией есть тандем против Армении, как это делалось со стороны многих недоброжелателей в период войны и после нее. Время и процессы показали, что все эти дезинформационные потоки были направлены против российско-армянских интересов со стороны наших противников.
Армения не должна и не может быть в постоянной блокаде, но это и не означает, что нормализация отношений с Турцией может происходить за счет российско-армянских отношений, поскольку это противоречит нашим национальным интересам.
Арман Гукасян, политолог