
Государство в государстве: как Армения стала лабораторией внешнего влияния
За 1–1,5 года 17 млн долларов было направлено на развитие СМИ в Армении: были профинансированы 63 медиа-площадки и 338 журналистов.
06.05.2025Насколько реалистичен сценарий «пересмотра всего комплекса экономических отношений» между Москвой и Ереваном? Каков экономический риск для Армении при сокращении взаимодействия с ЕАЭС, учитывая масштаб текущего товарооборота с Россией? Как возможное ухудшение отношений между Ереваном и Москвой может отразиться на трудовых мигрантах?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил армянский экономист Грант Микаелян.
Москва предупреждает: дружба с ЕС — минус торговля с ЕАЭС
— Вице-премьер РФ Алексей Оверчук заявил, что Москве придется пересмотреть весь комплекс экономических отношений с Ереваном, если Армения идет в Европейский союз (ЕС). Насколько реалистичен сценарий «пересмотра всего комплекса экономических отношений» между Москвой и Ереваном? Что это может означать на практике?
— Тема того, что экономические отношения могут стать жертвой политических разногласий, поднимается уже не в первый раз. В Москве утверждают, что сотрудничество в экономической сфере невозможно отделить от взаимодействия в области безопасности — они, по мнению российской стороны, взаимосвязаны.
Поэтому, если официальный Ереван считает экономическое сотрудничество выгодным, он должен учитывать это и при выстраивании отношений в сфере безопасности. Такова позиция Москвы. Теперь — к вопросу о пересмотре всего спектра отношений.
С одной стороны, утверждается, что между Европейским и Евразийским союзами существуют определённые противоречия. Поскольку обе структуры представляют собой замкнутые зоны свободной торговли, то наличие страны, одновременно входящей в обе, нарушает их целостность. Поэтому, естественно, их совмещение невозможно.
Однако, учитывая, что у Армении в действительности нет реальных перспектив вступления в Европейский союз, это обсуждение в значительной степени носит спекулятивный характер. Тем не менее, сейчас Москва формулирует свою позицию более чётко, подразумевая, что само по себе движение Армении в сторону ЕС, набравшее темп в последнее время, уже воспринимается ею как проблема — особенно в контексте того, что у Москвы постепенно освобождаются руки на украинском направлении.
Разумеется, война ещё не завершена, но постепенно начинают вырисовываться контуры будущего урегулирования. Что же на практике может означать пересмотр комплекса экономических отношений? В первую очередь — это отмена всех льгот, которые Россия предоставила Армении в экономической, энергетической и других сферах.
Эти льготы весьма существенны, поскольку в значительной степени способствовали росту экономики Армении за последние десять лет. Я не утверждаю, что именно они были главным фактором, но определённый заметный вклад — порядка 20% от нынешнего ВВП — они обеспечили. Соответственно, их потеря станет, разумеется, крайне болезненной для Армении.
То есть, речь идёт в первую очередь об ограничении свободной торговли и пересмотре членства в Евразийском союзе. Например, Москва может попытаться выдвинуть формулировку, согласно которой, если Армения замораживает своё участие в ОДКБ, то в ответ замораживается её членство в Евразийском союзе. Хотя остаётся открытым вопрос, поддержат ли такую позицию другие члены, думаю, что за последние несколько месяцев дисциплина внутри ЕАЭС усилилась, и скорее поддержат, чем нет. Поэтому, на мой взгляд, основной удар придётся именно по свободной торговле.
Грузия смогла — Армения не сможет: почему разрыв с Россией станет ударом
— Каков экономический риск для Армении при сокращении взаимодействия с ЕАЭС, учитывая масштаб текущего товарооборота с Россией?
— Что касается экономических рисков и текущего товарооборота, следует учитывать, что он во многом носит конъюнктурный характер и обусловлен новой транзитной ролью Армении, которая, к тому же, скорее всего, будет недолговременной.
Уже в феврале 2025 года экспорт по сравнению с февралем прошлого года сократился втрое. Это как раз свидетельствует о снижении транзитной роли Армении. Поэтому я бы не стал напрямую связывать нынешние объёмы торговли исключительно с устойчивыми экономическими отношениями.
Очевидно, что потеря Арменией льготного доступа на российский рынок может повлечь за собой серьёзные последствия.
О каких именно последствиях идёт речь? Прежде всего пострадают товары с добавленной стоимостью — продукция, производимая реальным сектором армянской экономики. В первую очередь речь идёт об агропромышленном комплексе.
Этот сектор понесёт серьёзный, возможно, непоправимый ущерб в случае утраты доступа к российскому рынку. Мы уже наблюдаем ряд негативных изменений — в частности, приток инвестиций из России фактически прекратился. Также возможен пересмотр цен на газ. В целом, у Москвы достаточно экономических рычагов для давления на Ереван. Подсказывать не буду. Я лишь обсуждаю те варианты, которые уже находятся в публичном обороте.
Как бы то ни было, Армения не сможет компенсировать ущерб от потери нынешних экономических отношений с Россией — это факт. Грузия в середине 2000-х также в значительной степени утратила экономические связи с Россией, но сумела их частично компенсировать. Армения же не сможет этого сделать. Существует довольно много различий, объясняющих почему.
Москва может ужесточить миграционные правила для Армении
— Граждане Армении могут по облегчённой схеме трудоустраиваться в России благодаря участию страны в ЕАЭС. Как возможное ухудшение отношений между Ереваном и Москвой может отразиться на трудовых мигрантах? Можно ли ожидать изменений в правилах пребывания, трудоустройства или перевода денежных средств в Армению?
— Да, очевидно, что трудовые мигранты станут одной из первых жертв, поскольку в России в настоящее время проводится активная антимиграционная политика. Судя по всему, она набирает обороты уже последние пять–шесть лет и реализуется с нарастающим ускорением.
Кроме того, в последние годы миграционное законодательство значительно ужесточилось. На эмоциональный фон также повлиял теракт в «Крокус Сити Холле» год назад, когда мигранты, получившие за него весьма незначительное вознаграждение, присоединились к радикальной организации — возможно, по заданию и других иностранных структур. В итоге был осуществлён один из самых страшных терактов в России.
После этого антимиграционная политика значительно ужесточилась. Пока что она не распространяется на страны Евразийского союза. Однако если это исключение для Армении будет отменено, то, конечно, в страну вернётся большое количество людей, оставшихся без работы.
В сочетании с другими факторами это также может негативно сказаться на экономическом и, прежде всего, социальном положении страны. За последние несколько лет уровень безработицы в Армении несколько снизился. Нельзя сказать, что он достиг комфортного для населения уровня, но, на мой взгляд, опустился до минимально приемлемого.
И этот хрупкий баланс, очевидно, будет нарушен. Поэтому трудовая миграция, безусловно, в контексте всех этих процессов оказывается в зоне риска. Здесь я тоже согласен.
Кроме того, правила пребывания, сроки, различные лицензии — всё это может быть ужесточено в отношении Армении, особенно если будут предприняты шаги, касающиеся её членства в Евразийском союзе. Насколько я понимаю, после завершения войны в Украине Москва будет уделять армянскому вопросу гораздо больше внимания.
Беседовала Анна Бегларян
За 1–1,5 года 17 млн долларов было направлено на развитие СМИ в Армении: были профинансированы 63 медиа-площадки и 338 журналистов.
06.05.2025Под видом «реформ» и «инноваций» внедряются технологии тотального контроля: информационные фильтры, цифровой надзор, биометрическая фиксация граждан. Вся эта инфраструктура формируется без общественной дискуссии, в отсутствие какого бы то ни было общественного контроля, под прикрытием лозунгов об «эффективности».
06.05.2025Если оппозиция не может найти даже пару десятков принципиальных людей, которых невозможно «переманить», то проблема, вероятно, внутри самой оппозиции.
06.05.2025