Кого из депутатов премьер подозревает в коррупции? Как олигархи представляют себе экономическую революцию? За что оппозиция критикует судебно-правовые реформы? Какие сложности возникнут при реализации т.н. закона “о раскулачивании”? Кто любимчик “любимого зятя”? Кто возглавит силовые ведомства страны?
ИАЦ VERELQ представляет наиболее резонансные эпизоды минувшей парламентской четырехдневки.
За Пашиняном не угнаться
Выступая в ходе правительственного часа в парламенте премьер-министр Никол Пашинян признался , что правоохранительные органы не успевают проверять все его заявления о коррупции. Премьер был вынужден признаться в подобной излишней активности в ответ на вопрос депутата ПСА Мане Тандилян, поинтересовавшейся получали ли “зарплаты в конвертах” действующие министры, работавшие также и при предыдущих властях. Пашинян ответил вопросом на вопрос: “Вы тоже были министром в моем правительстве. С вами подобное происходило?”.
Глава фракции ПСА Эдмон Марукян решил дополнить вопрос Тандилян, конкретизировав, получал ли, к примеру, министр финансов Атом Джанджугазян ”зарплату в конверте”. Однако премьер перевел разговор в иное русло, заявив о “наличии оперативной информации о взяточничестве экс-министра, который в настоящее время является депутатом парламента Армении”, указав, таким образом на Мане Тандилян, которая проработала министром труда и социальных вопросов при первом правительстве Пашиняна.
Решил, но не скажет...
4 марта, в ходе правительственного часа депутат Арман Бабаджанян напомнил премьеру о том, что 19 марта истекают установленные законом сроки назначений директора СНБ и главы Полиции. Он поинтересовался, намерен ли Пашинян назначить нынешних исполняющих обязанности директора и главы полиции на эти должности. Однако Пашинян ограничился лишь заявлением о том, что соответствующее решение принято и будет оглашено в установленные законом сроки.
МИД держит руку на пульсе
Глава МИД Армении Зограб Мнацаканян в ходе правительственного часа в парламенте заверил депутатов, что в вопросе региональных развитий (в данном случае ситуации в сирийском Идлибе. – VERELQ) внешнеполитическое ведомство “держит руку на пульсе”. По его словам, речь идет о регионе, где у Армении есть свои интересы, соответственно ситуация находится в центре внимания внешнеполитического ведомства. МИД использует все механизмы для адекватной оценки ситуации, в соответствие с этим предпринимаются те или иные шаги. “Мы находимся в постоянной связи с нашими партнерами, осуществляется сбор информации о происходящих процессах”, - заверил он.
Говоря о встрече сопредседателей МГ ОБСЕ с главой МИД Турции, Мнацаканян подчеркнул, что в вопросе прямого участия Турции в процессе урегулирования арцахской проблемы позиция армянской стороны была и остается неизменной – с учетом недружественной политики Турции по отношению к Армении и армянскому народу, принимая во внимание оказываемое Турцией азербайджанской стороне военно-политическое содействие, она не может играть роли в мирном урегулировании нагорно-карабахского конфликта.
Проблемы с предоставлением виз стран ЕС, также находятся в центре внимания ведомства. “Мы продолжим поднимать этот вопрос, поскольку нынешняя ситуация не исходит из логики соглашения об облегчении визового режима, который был подписан со странами ЕС. Это ненормальная ситуация, и мы не можем ее игнорировать. Мы продолжим поднимать этот вопрос, и попытаемся решить проблему», - заявил Мнацаканян.
Министр нарушает закон в законодательном органе
В ходе правительственного часа в парламенте министр территориального управления и инфраструктур Сурен Папикян “увлекся” и начал агитировать в пользу принятия конституционной реформы на предстоящем референдуме. Прямо с трибуны парламента, при выполнении своих должностных полномочий министр обратился к гражданам:
“Референдум 5 апреля играет важную и существенную роль для нашего государства. Это важный шаг для обеспечения нового этапа реформ в нашей стране. Голос каждого из вас имеет для нас важное значение. Дорогие граждане, призываю вас всех 5 апреля прийти на избирательные участки и сказать “да” конституционным реформам, сказать “да” реформам в стране”.
На что оппозиция отреагировала оперативно. Депутат от фракции “Светлая Армения” Геворк Горгисян сделал замечание министру: “Г-н Папикян давайте констатируем, что Вы напрямую сейчас проводили агитацию при выполнении своих служебных обязанностей, что противоречит закону. Надеюсь, это больше не повторится”.
Из олигарха в Че Гевары
В недавнем прошлом олигарх, ну а сегодня “просто” крупный предприниматель Гагик Царукян признался, что “гарвардов” не оканчивал, но точно знает, что нынешнюю ситуацию экономической революцией не назовешь.
Он счел бы экономической революцией возвращение гражданам их имущества, котрые находятся под залогом в банке.
«Посмотрите, что происходит в сельском хозяйстве. Скоро весна, но в селах нет ни семян, ни селитры. Как люди должны развиваться? О какой экономической революции идет речь?» - отметил Царукян, представляя данные официальной статистики.
До объявления экономической революции, отметил Царукян, в Армении было 1,5 млн человек – заемщики. «Прошел год. В результате экономической революции количество заемщиков должно было снизиться хотя бы до 1,2 млн, но оно возросло до 1,65 млн. Люди сегодня мечтают о том, чтобы стемнело и не хотят, чтобы светало, чтобы избежать проблем, чтобы к ним не пришли и все не отобрали бы», - отметил он.
В СНБ все еще ищут предателей
Служба национальной безопасности Армении будет очищена от предателей и не патриотов, заверил депутатов и.о. директора СНБ Армении Эдуард Мартиросян. Однако конкретных данных о возбуждении уголовных дел и прочих шагах в этом направлении Мартиросян указать не смог. «Это процесс, который периодически проводится в СНБ. Мы очищаемся от предателей, от непатриотичных людей, порочащих честь мундира», - заявил он, пообещав проинформировать депутатов, когда «будут конкретные данные».
Микаел Минасян “не дает покоя” депутатам
Представители фракций “Светлая Армения” и правящего блока “Мой шаг” не упускают возможности обменяться любезностями. 5 марта исключением не стало.
На этот раз на “ринге” встретились глава фракции “Светлой Армении” Эдмон Марукян и член фракции “Мой шаг” Геворк Папоян.
Причиной послужило озвученное ранее заявление Марукяна о том, что Папоян в свое время был членом РПА. Он также поинтересовался, почему в свою бытность республиканцем он не боролся с коррупцией и иными негативными явлениями при правлении экс-правящей силы.
Папоян назвал заявление Марукяна “разговорами ниже плинтуса”. “В отличие от вас я никогда не искал себе покровителей и никогда не был любимчиком любимого зятя”, - заявил Папоян, намекая на сотрудничество Марукяна с зятем Сержа Саргсяна Микаелом Минасяном.
Сам Марукян комментировать заявление Папояна не стал, заявив журналистам, что они с Папояном политики разного ранга.
Лекартсва можно будет получать по почте
Парламент Армении обсудил и принял в первом чтении законопроект о внесении изменений в закон “О лекарствах”.
Законопроектом предложено разрешить физическим лицам получать по почте лекарственные препараты не более одного раза в месяц. Количество препаратов будет устанавливаться решением правительства. По предварительной договоренности будет допускаться по три пачки трех видов лекарств – то есть не более девяти пачек. Исключения будут составлять те случаи, когда для лечения какой-либо болезни врачом прописано более трех видов лекарственных препаратов. Что интересно, будет допускаться импорт всех лекарственных препаратов, а не только лицензированных в Армении лекарств.
Слишком молодые судьи или правосудие без судей?
Правящему блоку «Мой шаг» со скрипом удалось обеспечить принятие в первом чтении нашумевших судебно-правовых реформ, благодаря голосам находящихся в командировке депутатов. Оппозиционные фракции проголосовали против принятия поправок.
Наиболее активно критиковали поправки представители фракции «Процветающая Армения». Член ППА Шаке Исаян заявила, что эти поправки являются реформой за счет качества. Геворк Петросян указал на нарушение принципа последовательности действий в процессе судебных реформ. Наира Зограбян сочла реформу хорошей идеей в плохом исполнении. Секретарь фракции Арман Абовян заявил, что вчерашний студент не может вершить судьбами людей. Основная критика ППА касалась снижения возрастного ценза для судей с 28 до 25 лет, и сокращения обязательного стажа с 5 до 3 лет.
А вот член фракции правящего блока «Мой шаг» Мария Карапетян уверена: идеализм и максимализм молодых судей позволит принимать беспристрастные решения. Однако не все во фракции правящего блока пришли в восторг от представленного пакета реформ. Так депутат Николай Багдасарян предложил вернуться к механизмам переходной юстиции, а Артур Давтян указал: “Необходимо правильно диагностировать проблему, чтобы искоренить ее, а не создать новую”.
Член ПСА Тарон Симонян обвинил авторов поправок в стремлении обеспечить право без правозащитников, а правосудие без судей. Представленные правительство судебно-правовые реформы не только ничего не изменят в суденой системе, но и приведут к негативным последствиям, уверен он. А глава фракции ПСА Эдмон Марукян подчеркнул, что вмешательство властей в вопросы судебной системы должно быть минимальным.
С реализацией закона о конфискации будут проблемы
В отличие от судебно-правовых реформ нашумевший закон «О конфискации имущества, имеющего незаконное происхождение» прошел более гладко. ППА – воздержались, а ПСА заявили о намерении проголосовать за. У обеих фракций были оговорки – их предложения должны быть обсуждены и приняты авторами до второго чтения.
Законопроект снискавший славу закона «о раскулачивании» был представлен после длительных обсуждений в профильной комиссии. Предусмотренные законопроектом механизмы позволяют конфисковать имущество, если оно в существенной мере не может быть обоснованно законными доходами. Полномочный орган начинает изучать активы того или иного лица, если по итогам исследований не обнаруживается имущества, стоимость которого расходится с официальными доходами более чем в 25 млн. Законом предусмотрена возможность изучения законности имущества, приобретенного после сентября 1991 года.
Оппозиционные фракции отнеслись к законопроекту с осторожным оптимизмом, указывая на сильные и слабые его стороны. Глава фракции ПСА Эдмон Марукян счел предложенные механизмы инструментом переходной юстиции. Он отметил, что этот инструмент не должен использоваться для охоты на ведьм. А вот депутат от фракции ППА Микаел Мелкумян привел факторы, препятствующие изучению вопроса законности имущества, приобретенного в лихие 90-е.
Кто про что, а вшивый про баню
Парламент обсудил и принял представленные правительством поправки в УК и УПК, предусматривающие привлечение к уголовной ответственности за призывы к насилию, публичное оправдание применения насилия и пропаганду насилия. Обсуждение законопроекта переросло во взаимные обвинения представителей властей и оппозиционных сил. Также депутаты жаловались на пользователей социальных сетей, которые прибегают к оскорблениям и даже к угрозам.
Так, депутат Наира Зограбян призналась, что в какой-то момент была мишенью ненавистнической риторики и даже призывов к насилию. “Один из пользоватей Сети прямо призвал сжечь меня на площади, как Жанну д’Арк. Да уж, если гореть, то, как Жанна д’Арк”, - заявила депутат.
Секретарь фракции ПСА Геворк Горгисян отметил, что доза ненависти в Армении выходит за рамки социальных сетей. А член той же фракции Тарон Симонян намекнул, что в случае принятия поправок действующий премьер Никол Пашинян может лишиться должности и даже права занимать руководящие посты, если продолжить заявления в стиле «размажем по стенам, уложим на асфальт».
Нана Ваграмян
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал Verelq.am