Оппозиция в Армении продолжает бушевать и перекрывать дороги. Полтора месяца прошло с того дня, как согласно подписанному документу в Арцахе закончилась война, а Армения начала погружаться во внутриполитический кризис, в море ненависти, отчаяния и непрогнозируемого будущего. И на фоне становящегося с каждым днем все более очевидного факта, что Никол Пашинян добровольно уходить в отставку не собирается, все отчетливее звучит вопрос – что делать? И может ли оппозиция своими действиями добиться успеха?Очевидно одно: уход Пашиняна - это дело времени, но действия оппозиции тут явно ни причем. Сколько бы противники Никола Пашиняна не перекрывали улицы, сколько бы ночей не провели на площади Республики, несмотря на снег и холод, сколько бы яиц не бросали в кортеж прорывающегося сквозь толпу с многочисленными охранниками премьера, заставить ускорить его уход это не поможет. И всевозможные лозунги под его окнами, с призывами к совести и чести Пашиняна (которые многие ставят под сомнение наличие у него как одного, так и другого) также бессильны, ибо человек, так позорно проигравший войну и продолжающий частями отдавать родину врагу, не намерен делать то, что любой бы на его месте сделал бы утром 10 ноября. Многие заявляют, что действия 17 партий, которые взяли на себя ответственность требовать отставку «предателя Никола» не что иное, как имитация бурной деятельности, и к успеху все это привести не может. Другие считают, что этот фон необходим, так как Пашинян, дорвавшийся до власти на волне уличного протеста, должен быть отстранен тем же способом.
Между тем очевидно, что параллельно идет теневой процесс, результатом которого и станет его уход. Но какой ценой? И что за это Армения должна будет заплатить в конечном итоге? Гарантировать безопасность Никола Пашиняна и его семьи? Или уход будет только в обмен на «комплексные гарантии» также и представителям его команды? Как считает политтехнолог Виген Акопян, пока еще прямых переговоров с Пашиняном не ведется, так как элиты, как человек, занимающий кресло премьера их сам обозначил, еще не пришли к консенсусу.«На этот раз вопросы решаются не на улице, а в институциональных структурах, все будет решаться путем переговоров: сначала переговоры будут вести так называемые элиты, у которых сегодня есть ресурс улицы, они примут какое-то решение, а после кто-то обсудит с Пашиняном транзит власти. И в сложившихся условиях Никол просто занимается самообманом, особенно когда говорит о своей готовности провести внеочередные выборы. Думаю, он не уверен, что у него есть шансы на победу, поэтому сейчас он ищет так называемый вариант трансфера, пытаясь решить проблему безопасности как для себя самого, так и для своей команды. В настоящее время этот процесс идет, результаты будут видны в ближайшее время», - считает Акопян.Для любой другой страны, оказавшейся в подобной ситуации – проигрыш в войне, несколько тысяч погибших, столько же пропавших без вести, более 10 тысяч инвалидов, кризис во всех сферах жизни, бездна отчаяния - никому и в голову бы не пришло думать об альтернативе отставки действующих властей. Но вдруг оказалось, что общество больше ненавидит Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна, чем любит свою родину, которую ежечасно кромсают по кусочкам. Имена экс-президентов иной раз действуют на людей, как красная тряпка на быка – "уж лучше пусть этот предатель остается, чем они вернутся". Притом, что те же люди не задаются вполне логичным вопросом – почему в новой Армении «коррупционеры, воры, нелегитимные» и награжденные прочими эпитетами бывшие так и не были осуждены по значимым уголовным делам, а их награбленное за два с половиной года так и не вернули в казну? Хотя все мы прекрасно видим это награбленное в виде шикарных особняков, машин и прочих благ.Но вот в чем парадокс: да, при Кочаряне и Саргсяне была коррупция, было такое разделение общества на олигархов и бедных, когда богатые все больше богатели и ели черную икру на завтрак ложками, а бедные продолжали перебиваться с копейки на копейку, с каждым днем все больше погружаясь в бездну нищеты. Все это было и никто этого не забыл. Но что мы имеем после 2018 года, если благодаря обвинениям с которым Пашинян и Ко пришли ко власти, до сих пор не понесли наказания, возможно ничего этого и не было и старая Армения уступила не новой, а фейковой действительности? Где теневая коррупция была узаконена, а представители власти при большом проценте бедности ежемесячно получают премиальные, тогда как их зарплата и так значительно была повышена и существенно отличается от средней зарплаты граждан РА.
К примеру, если в 2017 году уровень бедности в Армении составил 23.5%, то год спустя этот показатель снизился всего на 2,2%, то есть более 20% населения все еще жила за чертой бедности. Но что интересно, в 2019 году уровень бедности в Армении снова вырос и составил 26,4%. Таким образом, показатель послереволюционной Армении приблизился к показателю страны, попавшей под удар международного финансового кризиса 2008 года, когда уровень бедности в Армении составлял 27,6%. Вполне логично ожидать, что уровень бедности в 2020 году еще на несколько процентов повысится, если учесть как объективные факторы – пандемию коронавируса, войну в Арцахе, так и не объективные, связанные исключительно с дилетантством и непрофессионализмом действующих властей Армении, а также нежеланием видеть в упор нависшую над государством катастрофу. В итоге, в конце правления "пашиняновской эры", имеем не обещанную экономическую революцию, а экономический кризис, если не крах. И, кстати, можно до бесконечности перечислять все то, что обещал, но так и не выполнил Пашинян.Но вернемся к оппозиции. Перекрывать улицы, требовать отставку, выражать гнев и требовать справедливости вполне закономерно в данной ситуации. Пока одна часть мерзнет на морозе и пытается уличным давлением заставить Пашиняна уйти, теневой лидер протестного движения, зять экс-президента Саргсяна Микаэл Минасян продолжает озвучивать вполне серьезные обвинения в адрес руководителя Армении. Но вот парадокс: если в свое время активно ратующий за свою безупречную репутацию некоррупционера Пашинян охотно прокомментировал заявление экс-президента Грузии Михаила Саакашвили о том, что, якобы, бывший премьер РА Карен Карапетян пытался подкупить его во время революции в апреле-мае 2018-го, принеся ему чемодан с $270 млн, сегодня, в этот кризисный час он просто набрал воды в рот и молчит. Помнится тогда Пашинян, комментируя это заявление, сделал круглые глаза, мол – где вы видели чемодан, в котором могут поместиться $270 млн?! Также заверил – с ним в подобном стиле говорить нельзя - где он, где взяточничество! «Я встретился с Карапетяном в месте содержания задержанных. Представьте эту картину: приходит Карен Карапетян, за ним - люди с чемоданами или дипломатами, приносят их, открывают, а там деньги? Вы думаете, со мной можно говорить в подобном стиле?», - заявил Пашинян. Но почему-то в нынешней ситуации, когда обвинение более тяжкое, когда речь о государственной измене, в контексте которого он, по словам зятя Сержа Саргсяна, продал Арцах Азербайджану за 5 млрд долларов, Пашинян молчит и никак не комментирует. Хотя судя по последним действиям его супруги, они прекрасно слышали обвинения Минасяна и даже подтвердили его слова, раз решили ровно 4750 детишкам сделать новогодний подарок (именно такую цифру наших жертв озвучил зять экс-президента, тогда как официальные власти до сегодняшнего дня не спешат называть какие-либо цифры).
Сегодня Пашинян даже не отшучивается, мол, для 5 миллиардов понадобился бы целый вагон, если не больше. Что порождает массу вопросов и все больше сомнений. Например, может потому, что эта «сделка века» (что еще надо, конечно, доказать), известна не только ему, но и целому ряду людей как в Армении, так и за ее пределами, а при таком раскладе даже со столь искусно подвешенным языком Пашиняну лучше промолчать. Недаром ведь экс-глава СНБ Артур Ванецян косвенно подтвердил, что подобное предложение им было передано Пашиняну.
Напомним, после революции 2018 года между главами Армении и Азербайджана была установлена оперативная связь и в период его работы в должности директора СНБ эта связь осуществлялась через Ванецяна, а также еще одного должностного лица, который, сказал последний, до сих пор занимает пост."В рамках это самой связи я периодически встречался с представителем Азербайджана, в том числе в Дубае. В результате этих контактов я много раз получал и передавал Николу Пашиняну различную информацию, и все члены Совета национальной безопасности знали об этих контактах.... Могу сказать одно: Пашинян – предатель и должен незамедлительно уйти. Это исходит из интересов Республики Армения и нашего народа, я говорю это не только как гражданин Республики Армения, но и как бывший глава СНБ", - сказал недавно Ванецян.Так что же делать? Ждать, пока элиты сами между собой договорятся, за какую цену смогут наконец-то Пашиняна оторвать из кресла премьера или ждать помощи извне? Да, в армянском обществе есть мнение, что «если Москва захочет...», но как сказал один из моих коллег – ни Путин, ни Трамп не обязаны любить Армению больше нас. Да и зачем Москве вмешиваться во внутренние дела своего союзника, который сегодня, в общем-то, выполняет все свои обязательства, а в будущем и того больше, ведь сейчас безопасность и физическое существование как никогда ранее зависят от России. Так что решение внутриполитического кризиса, по крайней мере на данном этапе, находится в Ереване, но необходимо ускорение, народ ждет действий, а не разговоров. Закон "куй железо пока горячо" никто не отменял! Да и пустых разговоров, приведших к катастрофе общенационального масштаба, последние 2,5 года было предостаточно, настало время действовать, пока Армения частями не сдана врагу. Лия Ходжоян