28.11.2024
Роберт Кочарян вчера встретился с бывшими президентами Арцаха и Сержем Саргсяном
prev Предыдущие новости

Задача номер один – достичь стабильного перемирия: Шаварш Кочарян

Замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян коснулся возможной встречи Пашинян-Алиев и визита главы МИД Зограба Мнацаканяна в Москву.

- По сей день из трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ наибольшую активность в деле установления мира в зоне карабахского конфликта проявили Россия и Франция, поскольку вторая попытка прекращения огня уже, по сути, была сделана по инициативе французской стороны. И сейчас важно присоединение к этому процессу американской стороны. То есть, мы должны осознавать, что в данном случае в повестке один вопрос у трех сопредседателей – достичь гарантированного перемирия. И неслучайно, что закрытое обсуждение, которое состоялось в Совете Безопасности ООН, было посвящено именно гарантированному достижению перемирия.

Для посредников является тревожным тот факт, что не удается установить стабильное перемирие.

- Господин Кочарян, а чему будет посвящена встреча премьер-министра Пашиняна и президента Алиева в Москве?

- В данном случае я не владею информацией, но в целом, сегодня я констатирую, что задача номер один, во всяком случае, со стороны посредников, достичь гарантированного перемирия.

- Господин Кочарян, реакция международных структур удовлетворяет Армению?

- Во-первых, есть разные отклики, однако здесь очень важно следующее обстоятельство: ясность нашей позиции. Конечно, есть много моментов, не удовлетворяющих нас. Нельзя рассматривать Нагорно-Карабахскую Республику – Арцах исключительно, как непризнанную территорию, ведь там живут люди, которые не могут пользоваться элементарными правами человека. Нельзя ставить различие между правами жителей признанных и непризнанных государств. Об этом сегодня говорил омбудсмен, нельзя различать людей, в зависимости от того, где и в каком субъекте они проживают. Это очевидно. Здесь есть проблемы. Есть разные отклики.

Вы знаете, в 1990-е годы ситуация была намного тяжелее, и если мы задаемся вопросом о том, почему мир молчит... на самом деле мы находимся в состоянии войны. Давайте это зафиксируем. И сейчас вопросы реакции международных организаций, различных государств решается на поле боя. Для армянских сторон каждый день прискорбен, потому что это вопрос жизни наших солдат. Но с другой стороны, мы должны осознавать, что если речь идет о защите твоей безопасности, то в первую очередь это твой долг. Надеяться в этой ситуации на помощь извне чревато поражением.
Мы в состоянии войны. Более того, участие в этой агрессии Турции открыто говорит о том, что речь идет не только о военных действиях в Арцахе, но и о возможном геноциде. И в этой ситуации мы должны быть решительно настроены на победу, и тогда мы увидим, с каким уважением отнесутся к нам все международные организации.

- То есть, от исхода войны зависит, какова будет ситуация на дипломатической арене?

- Дипломаты всегда должны действовать, но победа дает тебе большие возможности за столом переговоров.

- Господин Кочарян, почему Армения не обращается к ОДКБ? Мы видим, что было много...

- Скажу очень просто. Для обращения к ОДКБ должна быть агрессией в отношении Республики Армения. Оценить действия Азербайджана как агрессию в отношении Армении пока рано. Но в случае агрессии мы должны, во-первых, обратиться в ООН – это первый шаг, которым мы фиксируем, что против нас осуществлена агрессия, и мы, согласно Уставу ООН, прибегаем к самообороне. Обращаемся также к ОДКБ. Все это регламентируется, и ООН уже должна информировать о коллективной самообороне.

- Г-н Кочарян, депутат Государственной Думы России Константин Затулин в беседе с Factor TV несколько дней назад заявил, что для него непонятно нежелание Армении обратиться к ОДКБ, поскольку он сам был очевидцем того, что стреляли также на мирные населенные пункты.

- Смотрите, формально не обращение к ОДКБ не означает не работать с этой организацией в постоянном режиме.

- Говорят, если Армения хочет, чтобы ОДКБ действовала, знает, что нужно делать, нужно представить заявку.

- Мы все делаем. Скажу больше, на уровне первых лиц, даже есть обмен информацией. Большего не могу сказать, это уже прерогатива офиса премьер-министра РА. Мы постоянно в контакте, мы сообщаем обо всем. На данный момент это делается. Придет время, когда будут сделаны другие шаги. Но я надеюсь, наоборот, что этот момент не настанет.