Премьер-министр Никол Пашинян посетил в субботу, 18 июля, министерство обороны, где провел встречу с руководящим составом министерства обороны и Вооруженных сил во главе с министром Давидом Тонояном и начальником Генерального штаба Вооруженных сил, генерал-лейтенантом Оником Гаспаряном. На встрече присутствовал также министр иностранных дел Зограб Мнацаканян.
В своей речи премьер-министр Пашинян коснулся эскалации ситуации на армяно-азербайджанской границе за последние дни. “Цель нашей сегодняшней встречи - обсуждение оперативной ситуации на армяно-азербайджанской границе. Однако до этого нужно четко констатировать, что военно-политическая ситуация в регионе стала напряженной из-за агрессии Азербайджана против суверенной территории Республики Армения”, - заявил глава правительства.
“Очень важно констатировать смысл и контекст происходящих событий, потому что наступательные действия вооруженных сил Азербайджана должны иметь объяснение, и, следовательно, важно ответить на следующий вопрос: что хочет сделать военно-политическое руководство Азербайджана и почему?
В последние месяцы усилилась давняя милитаристская риторика президента Азербайджана Ильхама Алиева, и он более агрессивно угрожал решить карабахский вопрос силовыми методами, открыто демонстрируя свое намерение провалить проходящие в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ переговоры. На этом фоне развивался тезис о силе и непобедимости азербайджанской армии, что было попыткой оправдать потраченные за последние полтора десятилетия под предлогом развития армии миллиарды долларов, которые не послужили увеличению благосостояния азербайджанского народа.
Военно-политическое руководство Азербайджана постоянно заявляло, что ожидает приказа от Ильхама Алиева, чтобы решить карабахский вопрос военным путем. Эта непрерывная риторика должна была получить какое-то проявление. Естественно, что на фоне агрессивных заявлений военно-политического руководства Азербайджана бдительность и внимание Армии обороны Арцаха были удвоены, и, следовательно, Азербайджан решил нанести удар в том направлении, которого мы должны были ожидать меньше всего.
Цель была одна - неожиданным ударом материализовать миф о непобедимости азербайджанской армии, военным успехом сокрушить морально-психологическое состояние армянской стороны и уже в такой ситуации нанести удар по Республике Арцах.
Вооруженные силы Республики Армения, однако, продемонстрировали исключительно высокий уровень боеготовности, не только обеспечив неприкосновенность границ Армении, но и разрушив миф о боеспособности азербайджанской армии, который на протяжении полутора десятилетий создавался действующим президентом Азербайджана.
Этими действиями Азербайджан также нанес значительный ущерб странам, с которыми активно сотрудничает в военно-технической сфере, поскольку в течение этой последней недели наши Вооруженные силы уничтожили такие виды вооружения, которые во всем мире считаются непоражаемыми. Однако самым удивительным в этой истории является пренебрежительное отношение военно-политического руководства Азербайджана к жизням собственных солдат, которых отправляют на предсказуемую смерть, даже когда поставленная перед ними задача явно неосуществима.
Предпринятая военно-политическим руководством Азербайджана провокация также имеет гораздо более широкий геополитический контекст. Азербайджанская пропаганда, пытаясь скрыть провал, начала развивать тезис о том, что Вооруженные силы Армении дислоцированы так, чтобы разрушить и вывести из строя международную энергетическую инфраструктуру, которая начинается из Азербайджана. Это делается для того, чтобы представить Армению в качестве глобальной угрозы.
Но самым важным доказательством абсурдности этой идеи является то, что чисто теоретически у Армении возможность предпринять подобные действия была и до событий прошлой недели. Но такой цели у Армении никогда не было и нет, потому что в нашей повестке не было и нет цели создавать в регионе и мире экономической, политической, военно-политической, безопасностной нестабильности и угроз.
Наша задача - обеспечить наш суверенитет, наши границы, безопасность нашей страны и народа, а также способствовать обеспечению глобальной безопасности. А то, что Азербайджан представляет угрозу не только для Армении, но и для глобальной безопасности, в эти дни стало очевидно.
Несколько дней назад официальный представитель Азербайджана просто объявил, что их страна может нанести ракетный удар по Мецаморской АЭС. Правда, Армения может обеспечить свою безопасность, в том числе Мецаморской АЭС, но это такое заявление, которое следует однозначно рассматривать как преступление против человечества, поскольку подобное действие является угрозой совершения теракта против человечества и должно получить соответствующий международный ответ.
Что касается дальнейших действий, то наша позиция остается прежней. Мы все должны, наконец, выйти из круговорота постоянных заявлений о нарушениях режима прекращения огня, и должна быть создана международная система надежного мониторинга за соблюдением режима прекращения огня.
И следующее: переговорный процесс в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ должен продолжаться, и Азербайджан должен наконец занять конструктивную позицию.
И в конце позвольте мне выразить свое удовлетворение высоким уровнем боеготовности Вооруженных сил Армении и констатировать, что принятое нашим правительством политическое направление развития Вооруженных сил, в том числе по части развития военно-промышленного комплекса, полностью оправдывает себя, и нет никаких сомнений в том, что мы продолжим эту линию.
Как я уже неоднократно говорил, развитие Вооруженных сил является для нас не просто приоритетом, а приоритетом всех приоритетов. И хочу напомнить, что выдвинутая в этом контексте очень важная задача - возврат полученных коррупционным путем денег и вложение этих денег в развитие Вооруженных сил Армении, еще не решена полностью. Однако мы будет последовательно двигаться в этом направлении, с этой целью уже созданы определенные правовые механизмы, которые начнут функционировать в ближайшем будущем”,- заявил в ходе встречи Пашинян.