Правящая политическая сила «Ени Азербайджан» в результате прошедших 9-го февраля досрочных парламентских выборов набрала около 70% голосов. Однако добилась она этого результата посредством вопиющих нарушений избирательных прав, что было зафиксировано фактически в режиме онлайн оппозиционерами и наблюдателями во многих избирательных участках. Об этом в беседе с корреспондентом VERELQ заявил эксперт по Азербайджану Тарон Ованнисян.
В Азербайджане действует мажоритарная избирательная система. В парламент по одномандатным избирательным округам избираются 125 депутатов. Фаворитом досрочных выборов, по прогнозам экспертов, однозначно являлась партия «Ени Азербайджан». Прогнозировалось, что она может получить не только простое, а конституционное большинство, занимая в 2/3 мест в парламенте. «Другие политические силы или депутаты-самовидвиженцы либо поддерживают власть, либо являются представителями оппозиции, которые лишь с одобрения власти попадают в парламент для статистики», - отмечает Тарон Ованнисян.

Как он заметил, по предварительным данным лишь один оппозиционер из партии «Реал» попал в парламент соседней страны. «Однако «Реал» не признал итоги выборов и намерен начать акции протеста. Избрание представителя партии «Реал» - скорее исключение из правил и имитация свободы на выборах. Власти хотят показать, что в парламенте звучит голос оппозиции», - сказал эксперт, добавив, что около 40 депутатов в новом парламенте Азербайджана формально являются независимыми. «Однако независимые депутаты, как правило, поддерживали партию власти. Правящая сила «Ени Азербайджан» не желает де-юре монополизировать политическое поле и заполнить его собой. Такими механизмами она формально диверсифицирует его, но это не меняет сути дела», - считает наш собеседник.
Помимо этого, еще порядка 10 депутатов, по словам эксперта, прошли в парламент «под флагом оппозиции». «На самом деле, их назначили оппозицией. Они будут играть по правилам, писанным властями, и полностью подконтрольны руководству страны» - считает азербайджановед, добавив, что в парламент прошли также два представителя силовых структур. «Самые грубые нарушения были допущены в избирательном округе Ленкорань-Астара, откуда в Милли меджлис избрался первый вице-спикер парламента Азербайджана (Зияфет Аскеров. – VERELQ)», - пояснил он
Выборы в целом, по его оценке, прошли с вопиющими нарушениями. «Можно сказать, в большинстве избирательных участках по всей стране были зафиксированы грубые нарушения. Где-то были вбросы бюллетеней, в каком-то участке во время подсчета голосов отключили свет и подменили бюллетени, были случаи даже кражи избирательной урны», - описывает ситуацию Тарон Ованнисян. Примечательным, по его словам, является также избрание в парламент «так называемого председателя Азербайджанской общины Турала Гянджалиева».
«Он избрался из виртуального избирательного округа Ханкенди (так в Азебайджане называют столицу Карабаха – Степанакерт. – VERELQ), где по раздутым официальным данным количество избирателей достигает 5,6 тысяч. Даже в этих условиях и имея полною поддержку административного ресурса власти, за него проголосовало 1,5 тыс. человек. Я уверен, что даже эта цифра нарисована. Но здесь важно другое. А именно то, что лопается пропагандистский пузырь о том, что количество азербайджанских беженцев из Карабаха составляет около 1 миллиона человек. Фактически их интересы в парламенте будет представлять человек, который набрал 1,5 тыс. голосов. Можно констатировать, что заявления о гигантском количестве азербайджанских беженцев – чистая пропаганда», - отмечает наш собеседник.
В заключение Тарон Ованнисян заметил, что досрочные парламентские выборы были завершающим этапом транзита власти внутри политической элиты. «Из политики под лозунгами проведения реформ и омолаживания госаппарата планомерно выдавливались представители старой гвардии, лидером которых являлся экс-глава аппарата президента Ильхама Алиева Рамиз Мехтиев. В политику приводились полностью подконтрольные технократы. Укреплялись позиции клана Пашаевых (представитель клана вице-президент страны Мехрибан Алиева – VERELQ). Досрочные парламентские были завершающим аккордом, но они прошли настолько плохо и с вопиющими нарушениями, что после этого сложно будет говорить о реформах или убедить европейских партнеров в намерении власти осуществить их», - заключил он.