Участник закрытой встречи главы МИД Ирана Мохаммада Зарифа с российскими экспертами консультант ПИР-Центра Андрей Баклицкий прокомментировал телеграмм-каналу «Безопасность и безумие» перспективы предложения президента Франции Эммануэля Макрона предоставить Тегерану кредит на $15 млрд в целях сохранения СВПД.
«План президента Макрона открыть кредитную линию на 15 миллиардов долларов для покупки иранской нефти — просто выполнение обязательств участников СВПД по обеспечению Ирану возможности продавать нефть, получать и использовать прибыль по своему усмотрению.
План Макрона — смелый шаг, направленный на то, чтобы раз и навсегда разрубить гордиев узел проблемы — 15 миллиардов это полгода или год продажи иранской нефти (в любом случае объем во много раз больше чем то, что Тегеран продает сейчас). С учетом непрекращающейся продажи Китаю и других каналов Иран сможет довольно комфортно существовать, в том числе дождаться президентских выборов в США в ноябре следующего года, а в процессе спокойно провести у себя парламентские выборы в феврале.
С другой стороны, этот план не вяжется со всем предыдущим европейским подходом к иранскому вопросу. Европейские структуры были готовы давать лишь 50 миллионов евро на техническое сотрудничество, но даже это становилось предметом дискуссий. Потом год сооружали торговый механизм INSTEX, стараясь, не дай бог, не сделать его угрозой для американских санкций.
Нынешние 15 млрд. Макрона выглядят слишком хорошо, чтобы быть правдой. План французского президента, в случае его реализации, обрушит стратегию максимального давления США на Иран. Не очень понятно, почему Вашингтон, противившийся этому до сих пор, вдруг согласится теперь (а если не согласится, готова ли Франция к торговой войне с США?).
Президент Трамп не сделал исключение даже для своего друга Ким Чен Ына, несмотря на встречи, письма и фотографии. Даже если он почему-то решит сделать исключение для Ирана, в отсутствие диалога или уступок со стороны Тегерана, его администрация и партия постараются это решение торпедировать.
Наконец, важно, что Иран получил французское предложение после приостановки ряда своих обязательств в рамках ядерного соглашения и роста напряженности в Персидском заливе, включая захват британского танкера. Стратегия эскалации выглядит успешнее, чем следование международному праву и выполнение обязательств, несмотря на их нарушение другой стороной. Так что если французский план не сработает (шансы на это велики), иранское руководство вполне может решить, что дальнейшая эскалация — хороший способ заставить мировые державы подготовить альтернативное предложение, и нельзя сказать, что это будет беспочвенно. Тут уже будет не важно, что Зариф и Роухани предпочли бы другую стратегию, основанную на дипломатии. В текущей ситуации это будет выглядеть слабостью. Вот только эскалация может легко выйти из под контроля. В этом случае расхлебывать последствия придется всему региону, да и миру», - заявил Баклицкий.
Эксперт также отметил, что на его вопрос, как далеко Иран готов зайти в приостановке своих обязательств по СВПД, министр сказал, что механизм приостановки был предусмотрен в соглашении, чтобы сохранить его в случае невыполнения обязательств западными участниками, а не для того чтобы разрушить.