В Стамбуле Главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) предстоит довольно непростая дорога к победе над президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом и его правящей Партией справедливости и развития (ПСР) на повторных выборах мэра Стамбула, пишет британский эксперт Саймон Уолдман в Haaretz.
Эрдоган осудил свержение президента Египта Мохамеда Мурси в 2013 году, указав, что «путь демократии проходит через выборы, которые являются проявлением воли народа». Шесть лет спустя президент Турции, похоже, изменил свою позицию. На местных выборах, прошедших в стране 31 марта, его правящая ПСР потеряла контроль над четырьмя из пяти крупнейших городов Турции, включая главный приз — Стамбул.
«Вместо того, чтобы признать поражение, Эрдоган и его партия оказали огромное давление на Высшую избирательную комиссию Турции (YSK), требуя объявить о проведении повторных выборов мэра Стамбула. Победителю, кандидату от оппозиции Экрему Имамоглу, удалось пробыть у власти лишь 17 дней», — пишет Уолдман.
По его словам, во время режима чрезвычайного положения, введённого после попытки государственного переворота, предпринятой в 2016 году, и действовавшего в Турции в течение двух лет, Эрдоган уволил десятки тысяч своих противников из государственных учреждений, вооружённых сил и служб безопасности и наделил себя беспрецедентными полномочиями в рамках новой президентской системы.
Напомним, что турецкие власти отменили парламентские иммунитеты многих законодателей от прокурдской Демократической партии народов (ДПН), арестовав и заключив их в тюрьму по сфабрикованным обвинениям. Кроме того, десятки мэров ДПН и местных чиновников, на населённом преимущественно курдами юго-востоке страны, были отстранены от занимаемых должностей, а на их места назначены официальные лица ПСР.
«Эрдогану и ПСР тогда было всё равно, что за ДПН голосовали миллионы турецких граждан. Что следует делать турецкой оппозиции сейчас, когда авторитарный лидер страны фактически наложил вето на их победу на выборах?» — отмечает аналитик. Он также добавляет, что турецкая оппозиция не может бойкотировать выборы, легко отдавая победу ПСР и предавая своих сторонников, поэтому они должны принять участие в голосовании, хотя их путь к победе будет нелёгким. Эрдоган остаётся довольно популярным и обладает огромной политической властью, несмотря на экономические проблемы Турции и слухи о бывших лидерах ПСР, таких как Ахмет Давутоглу и Али Бабаджан, формирующих оппозиционные партии, пишет Уолдман.
На данный момент нельзя с уверенностью сказать, что избиратели массово отворачиваются от ПСР, а те, кто ушёл, скорее, проголосуют за крайне правую Партию националистического движения (ПНД), которая является партнёром Эрдогана по коалиции в Стамбуле. Те, кто надеется, что ярый критик Эрдогана Недждет Гекчинар от Партии Счастья откажется от участия в повторном голосовании, а его 100 тыс. голосов отойдут Имамоглу, глубоко ошибаются, по мнению Уолдмана, который считает, что консервативные сторонники этой партии более склонны поддержать ПСР.
Выборы, назначенные на 23 июня, состоятся летом, когда многие сторонники НРП отправятся в отпуск и не смогут голосовать, хотя некоторые из них уже отменили запланированные на этот период поездки. «Оппозиции предстоит столкнуться с яростным напором ПСР, обладающей монополией в сфере средств массовой информации и неограниченными государственными ресурсами. ПСР будет запугивать, клеветать, манипулировать и пытаться разделить разрозненную базу избирателей Имамоглу состоящую из националистов, граждан светских взглядов, либералов и курдов», — указывает аналитик.
Наконец, оппозиции нужно одержать победу с большим отрывом, поскольку разницу в несколько тысяч голосов можно легко аннулировать, подчёркивает он. «Тем не менее, оппозиция просто обязана всем тем, кто её поддерживает, провести сильную агитационную кампанию. Они должны воодушевить свою избирательную базу, призывая их не терять надежды, а идти и голосовать. Кроме того, им также нужно провести свою кампанию в районах ПСР, чтобы хотя бы попытаться привлечь на свою сторону разочаровавшихся избирателей правящей партии», — заключает Уолдман.