Информация в СМИ о том, что глава Государственной контрольной службы (ГКС) Армении Давид Санасарян привлечен в качестве подозреваемого по уголовному делу в отношении сотрудников вверенного ему ведомства, и в качестве меры пресечения по отношению к нему избрана подписка о невыезде, произвела эффект разорвавшейся бомбы.
Не дождавшись официального подтверждения, почему-то «адвокаты» Сороса (представители общественных организаций, которые получают гранты из фонда Джорджа Сороса) вместе с активистами гражданского общества встали грудью на защиту государственного чиновника. И это удивительно. Особенно в «новой Армении». Удивительно хотя бы потому, что в материалах уголовного дела в отношении сотрудников ГКС говорится о таких деяниях (помимо всего прочего), которые «поставили под угрозу жизни и здоровью пациентов».
Что происходит? Почему засуетились граждане, сидящие на «соросовских» грантах?
«Легенда» Санасаряна и «адвокаты» Сороса
Как было сказано выше, 16 апреля агентство правовой информации pastinfo.am опубликовало информацию касательно того, что глава Государственной контрольной службы (ГКС) Армении Давид Санасарян привлечен в качестве подозреваемого по расследуемому в Службе национальной безопасности (СНБ) уголовному делу, связанному со случаями незаконного вмешательства должностных лиц ГКС в процесс госзакупок с злоупотреблением должностным положением и препятствования законной предпринимательской деятельности.
«В качестве меры пресечения избрана подписка о невыезде, а, согласно Уголовному кодексу, мера пресечения может быть избрана по отношению к лицу, который имеет процессуальный статус, то есть в отношении либо подозреваемого, либо обвиняемого», - отмечалось в сообщении.
Отреагировал на сообщение в первую очередь сам Давид Санасарян, который хотя и не опроверг и не подтвердил эту информацию, но на своей странице в соцсети Facebook написал следующее:
«Зашел в Facebook. Выяснилось, что ряд СМИ и судьи соцсети Facebook зачитали приговор. Ради Бога, побудьте еще в масках, поводов для радости у вас не будет. Я жив и крепок. Все скоро встанет на свои места. Об остальном расскажу в ходе пресс-конференции».
Давид Санасарян отметил, что он не прекратит борьбу во имя Армении.
«Я уже говорил, еще раз повторю: если даже я окажусь на кладбище, мое имя будет бороться против коррупции и во имя правовой Армении. Благодарю всех, кто беспокоится. В действительности, есть повод для беспокойства, однако это меня не касается», – указал он.
На взгляд автора этих строк, вышеупомянутый комментарий носит манипуляционный характер. И вот почему. Какой приговор был зачитан Санасаряну? Чья радость окажется преждевременной? В целом, в комментарии закладывается некая легенда о кристально честном герое Санасаряне, который собирается бороться с коррупцией в Армении, аж с того света, вопреки некому заговору против него.
Дальше – больше. Нам не известны судьи, зачитавшие «приговор» Санасаряну, но вот «адвокаты» Сороса (активисты гражданского общества, представители общественных организаций, которые получают гранты из фонда Джорджа Сороса) моментально подхватили легенду и заступили на «боевое дежурство» по его защите.
В частности, активист и член исполнительного органа Социал-демократической партии «Выбор гражданина» Гарегин Мискарян на своей странице в соцсети Facebook раскрыл «заговор» представителей бывших властей в лице главы Службы национальной службы Артура Ванецяна, главы Полиции Валерия Осипяна, министра обороны Давида Тонояна и других против «кристально честного» Давида Санасаряна. Дескать «бывшие» хотят очистить поле от «чуждых элементов». Мискарян выразил уверенность, что в «новой Армении» не Давид должен доказывать свою невиновность.
«И почему Служба Национальной Безопасности собирается это сделать? По простой причине. Я думаю, что они понимают, что обвинения необоснованны и возлагают надежду на судей, прибегая к порочной практике с помощью звонков достичь желаемой цели», - написал Мискарян, пугая тем, что «пока в Армении действуют старые методы, страна находится в опасности» и т.п. и т.д.
В дело защиты Давида Санасаряна от Службы национальной безопасности подключился «соросовский» сторожил - координатор «Ассоциации информированных граждан» Даниэль Ионесян, который на своей странице в соцсети Facebook провел параллели с Украиной, где «три года назад Служба национальной безопасности гонялась за Национальным антикоррупционным бюро Украины, поскольку ее не устраивала конкуренция».
Так почему же засуетились «ионесяны» и другие?
Во-первых, дело в том, что несмотря на то, что Давид Санасарян считает в корне неверным связывание его имени с фондом «Сороса» (дескать он более 10 лет боролся на улицах и за это ничего не получал), однако он не просто «соросовец», а «соросовец» со стажем, поэтому подобная защита не вызывает удивления.
Во-вторых, среди армянских аналитиков бытует мнение, что усиливается борьба между различными группировками во власти, в том числе, финансируемых фондами Клинтона и Сороса. При этом используются малейшие поводы для ущемления конкурентов. Более того, говорится и о том, что последние пытаются поставить под сомнение личность тех людей (в данном случае как Артура Ванецяна, так и СНБ в целом), которые не входят в какие-то группировки.
Таким образом, мы сегодня наблюдаем то, о чем предупреждали несколько месяцев тому назад аналитики, и если не предпринять соответствующие шаги, то ситуация будет обыгрываться с новой силой.
Дело о тендерах
Меж тем, пока «адвокаты» Сороса не успокоились, мы хотели бы напомнить о том, что было установлено Службой национальной безопасности в рамках уголовного дела. Это важно. Ибо речь идет о здоровье наших граждан.
Итак, 20-го февраля с.г. в следственном департаменте СНБ было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 308 («Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия») и части 2 статьи 325 («Подделка, сбыт или использование документов, штампов, печатей, бланков, государственных номеров транспортных средств, совершенные группой лиц по предварительному сговору») УК Армении.
В сообщении СНБ отмечалось, что исполняющий обязанности начальника управления контроля за госзакупками Государственной контрольной службы Армении Самвел Адян и главный специалист того же управления Геворк Хачатрян, вступив в предварительный сговор, исходя из личной заинтересованности и используя свое должностное положение вопреки интересам службы, в 2018-2019 годах незаконным образом вмешивались в процедуры закупок необходимого для нужд Минздрава и целого ряда медицинских центров медоборудования, имея целью обеспечить победу спонсируемых ими торговых организаций в объявленных тендерах.
Более того, в сообщении указывалось, в случае противодействия незаконным действиям служащих, участвующих в процессе закупок, должностные лица ГКС угрожали или инициировали проверки (речь о компании ООО «Фризен», которая являлась поставщиком оборудования по гемодиализу в медучреждения Армении – прим.). Вследствие этих действий в технические характеристики были внесены изменения, которыми были занижены качественные характеристики подлежащих поставке товаров. Они фактически приводились в соответствие с товарами, предлагаемыми аффилированной с ними компанией (речь о компании ООО «Зорашен», которая согласно данным СМИ, ранее занималась поставками мебели в различные госорганизации и не имела никакой связи с импортом медоборудования - прим.)
Представитель (бухгалтер – прим.) вышеупомянутого хозсубъекта – Тарон Аветисян, содействуя упомянутым должностным лицам и действуя с их предварительного согласия, представил чиновникам, привлеченным к процессу закупок, фальшивые сертификаты о качественных характеристиках предлагаемого товара.
В результате изменений технических характеристик тендеры на приобретение оборудования для трех медцентров были осуществлены по техническим характеристикам, не соответствующим реальным нуждам этих учреждений.
«Вследствие этого, была подорвана репутация государственного органа, ущемлены права и законные интересы других организаций, участвующих в процессе закупок, нарушен естественный процесс закупок. Это не только привело к дезорганизации работы государственных органов и организаций, направленной на обеспечение и повышение качества медицинской помощи, но и поставило под угрозу реализацию права гражданами на здоровье, закрепленного в Конституции, что чревато серьезными последствиями», - отмечалось в сообщении.
В рамках дела 25 февраля были задержаны двое сотрудников Государственной контрольной службы и спонсируемый ими представитель хозсубъекта Тарон Аветисян.
В рамках данного дела 27 февраля вышеупомянутым чиновникам были предъявлены обвинения по части 2 статьи 308 («Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия») и части 2 статьи 325 («Подделка, сбыт или использование документов, штампов, печатей, бланков, государственных номеров транспортных средств, совершенные группой лиц по предварительному сговору») УК Армении, а Тарону Аветисяну – по части 2 статьи 38-308 («Соучастие в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия») и части 2 статьи 325 («Подделка, сбыт или использование документов, штампов, печатей, бланков, государственных номеров транспортных средств, совершенные группой лиц по предварительному сговору») УК Армении.
Суд избрал в отношении всех троих меру пресечения в виде заключения под стражу.
Впоследствии сотруднику ГКС Геворку Хачатряну изменили меру пресечения ввиду того, что отпала необходимость в содержании его под стражей и снижения риска воспрепятствования следствию и уклонения от него.
«Нулевой пациент», или с чего все началось
Проверки СНБ в Государственной контрольной службе начались после заявления министра здравоохранения Арсена Торосяна, узревшего в работе ГКС «подозрительные проявления», в частности, в тендере по закупу оборудований по гемодиализу для медицинских учреждений.
А основанием заявления послужила жалоба директора компании ООО «Фризен» Гранта Пивазяна, являющейся поставщиком оборудования по гемодиализу в медучреждения Армении, которая сводилась к тому, что Государственная контрольная служба всячески препятствует его работе, проводит «неуместные» проверки выигранных им тендеров, пытаясь найти там коррупционные риски, дабы «отобрать у него бизнес».