Валютный кризис в Турции, разразившийся в прошлом году, может повториться. Об этом пишет инвестиционный консультант Макс Лох в аналитической статье на американском финансовом портале Seeking Alpha.
По словам Лоха, ходят слухи, что местные жители стремятся обменять лиры на иностранную валюту, что уже способствовало снижению лиры в этом году. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган проявил себя, ограничив ликвидность лиры на рынке свопов в прошлом месяце, что сродни валютному контролю, который должен стать тревожным звонком для инвесторов.
«Внимательно следите за Турцией, так как я считаю, что прошлогодний кризис снова повториться… Слабые показатели Турции не улучшились ни каплю после массовой распродажи лиры в прошлом году, которая поставила под угрозу жизнеспособность турецкой экономики в целом», – отмечает аналитик.
Турецкая лира в этом году подешевела на 9% по отношению к доллару США, увеличив потери на 28% в 2018 году. В условиях экономического спада и сокращения капитала банков некоторые экономисты призывают правительство страны заключить кредитную сделку с Международным валютным фондом (МВФ). Турецкие власти отказались от данного предложения, заявив, что экономика укрепляется, а инфляция, достигшая около 20%, к концу года замедлится ниже целевого показателя.
Лох вспоминает отчёт Goldman Sachs, опубликованный в прошлом году, в котором говорилось, что каждое 10%-ое падение лиры снижает уровень капитала банков в среднем на 50 базисных пунктов. В отчёте предупреждается, что капитал фирм, обременённых растущим объёмом безнадёжных долгов, истощится, когда лира опустится ниже 6 за доллар США. Турецкая национальная валюта во вторник подешевела на 0,3% до 5,81 по отношению к доллару.
Автор напоминает, что министр финансов и казначейства Турции и зять президента Эрдогана Берат Албайрак, объявил на прошлой неделе, что правительство намерено выделить государственным банкам около 5 млрд долларов СА, чтобы укрепить их капитал и поддержать кредитование экономики. Что касается негосударственных банков, то повышение уровня их капитала будет рассматриваться отдельно в каждом конкретном случае.
По словам аналитика, обесценивание лиры в значительной степени скрывалось от основных средств массовой информации и инвестиционного сообщества. Частный долг Турции, составляющий 170% от валового внутреннего продукта, достиг «небывалых размеров». «Уже в марте появились признаки того, что правительство Эрдогана делает всё возможное, чтобы помешать падению лиры, и я уверен, что турецкая валюта обречена. Внимательно следите за развитием событий в стране, поскольку прошлогодний отток капитала из Турции привёл в целом к нестабильности в ряде стран с формирующимся рынком», – подчёркивает Лох.