Объективная историческая память является той основой, которая предопределяет развитие общества в соответствии с его цивилизационно-духовными устремлениями. Известно, что деформация исторической памяти приводит к тяжелым последствиям для страны и ее общества. Вовсе не случайно, что реализуемыe в режиме «мягкой силы» современные технологии фальсификации или стирания исторической памяти (что иногда называют «исторической политикой») стали важнейшим элементом ведения перманентных «гибридных» войн. Наглядной иллюстрацией результатов такого воздействия являются процессы, наблюдаемые сегодня на Украине и в других странах, в которых были совершены «цветные революции». Об этом Об этом в ходе круглого стола на тему «30 лет землетрясения в Спитаке: история, опыт и уроки трагедии» заявил директор фона «Нораванк» Гагик Арутюнян.
Вместе с тем, продолжил он, подобные технологии применяются практически во всех тех странах, которые в той или иной степени вовлечены в конкурентные развития геополитического характера. В число подобных стран входит и Армения, т.к. армянское общество сегодня находится в состоянии идеологического и информационно-психологического разрыва между двумя конкурирующими друг с другом геополитическими интеграционными проектами, которые условно можно назвать «Евразийским» и «Западным»:
«В этом контексте проведение обсуждений по случаю очередной даты Спитакской трагедии представляется весьма актуальным, тем более что даже в этом трагическом событии нашли место манипуляционные технологии «исторической политики» типа того, что землетрясение было искусственным, и сделали это, естественно, советские вооруженные силы»,- отметил он.
Арутюнян напомнил, что общий ущерб от землетрясения оценивался в $14 млрд. (в ценах 1989 г.) без учета затрат на спасательные и восстановительные работы. Сильнее всего пострадал город Спитак, где погибло около 50% жителей (9732 человек), были ранены 1280 человек, остались без крова 8,7 тысяч человек. Из 433 жилых домов были полностью разрушено 274. В Ленинакане – современный Гюмри – с населением 232 тысячи человек под руинами погибло около 10 тысяч человек, получили ранения 4430, остались без крова 180 тысяч человек. Подлежало сносу 70% государственного жилищного фонда и 18,7% частных домов, полностью было разрушено 90% двенадцатиэтажных и девятиэтажных, 10% – пятиэтажных зданий.
«Третий день после случившегося в Спитаке был объявлен в Советском Союзе общенациональным днем траура. Ликвидация последствий Спитакского землетрясения впервые в истории СССР приняла международный характер. Михаил Горбачев, узнав о трагедии, прервал свой международный визит и вылетел в Армянскую ССР. Он сразу же запросил гуманитарную помощь практически у всех зарубежных стран. В ликвидации последствий землетрясения участвовали США, Франция, Бельгия, Израиль, Норвегия и еще 107 государств. На 10 мая 1989 г. помощь Армянской ССР поступила из более 110 стран на сумму свыше $550 млн, в том числе из Италии – $94,8 млн., ФРГ – $84,2 млн., США – $41,6 млн., Великобритании – $38 млн., ЧССР – $34,5 млн., Франции – $27,9. Общее число иностранных специалистов, принявших участие в спасательных работах в Армении, составило свыше 3,6 тысяч человек, включая полторы тысячи спасателей из 26 иностранных государств и около 500 врачей из 16 стран»,- напомнил Арутюнян. При этом он добавил, что несмотря на существенную помощь западных стран, основное бремя спасательных и восстановительных работ легло на регионы СССР, а комиссию по ликвидации последствий трагедии возглавил председатель Совета Министров СССР Николай Рыжков, проявивший себя как талантливый организатор и чуткий человек.
С первых минут трагедии из разных районов Советского Союза в зону бедствия круглосуточно и непрерывно прибывали врачи, спасатели, строители, техника, гуманитарная помощь, денежные средства. За 100 дней было перечислено свыше 1.374 млрд. руб. Активное участие в спасательных и восстановительных работах приняли подразделения Советской армии, пограничники и части гражданской обороны – на 17 января 1989г. в зоне бедствия находилось около 20 тысяч военнослужащих, в том числе около 10 тысяч резервистов, призванных из многих областей СССР. В июле 1989г. в восстановительных и ремонтных работах участвовало более 150 тысяч человек и особую роль в спасательных и восстановительных работах в Армении сыграла РСФСР. Однако ликвидация последствий Спитакского землетрясения шла с заметным отставанием от графика и была приостановлена в связи с распадом СССР.
«Спитакское землетрясение является одной из крупнейших природных катастроф ХХ в., которое затронуло судьбы миллионов людей и стало национальным бедствием для Армении. Экономический ущерб, нанесенный вышеназванным бедствием, вполне сопоставим с затратами на Афганскую войну и ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Землетрясение нанесло невосполнимый удар по народному хозяйству Армянской ССР и всей страны в целом, способствовало углублению экономического и политического кризиса советского государства и стало своеобразным катализатором распада СССР»,- резюмировал Арутюнян.
Отметим, что круглый стол организован исследовательско-аналитической общественной организацией «Интеграция и развитие», научно-образовательным фондом «Нораванк» и Евразийским экспертным клубом.