Арест Манвела Григоряна это лишь борьба с коррупцией или преследует и политические цели? Как эта история отразится на РПА? Насколько серьезны противоречия Никола Пашиняна с “Процветающей Арменией”, “Дашнакцутюн” и с партнерами внутри блока "Елк"? Представляют ли для Пашиняна угрозу участники “Сасна црер”? На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил известный армянский политтехнолог Карен Кочарян.
Самой резонансной темой последних дней является Арест Манвела Григоряна. Это лишь борьба с коррупцией или же за этим арестом стоят какие-то другие политические цели?
Я думаю, что на самом деле корни намного глубже, чем просто борьба против коррупции, о чем, по большому счету, практически явно сказал руководитель СНБ Артур Ванецян, заявив журналистам, что его и Никола Пашиняна хотят обезвредить. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что процесс разоружения олигархов, бывших и действующих депутатов и госчиновников продолжается.
Например были обезоружены, я так понимаю, охранники бывшего руководителя Контрольной службы президента и Комитета по госдоходам Ованнеса Овсепяна. Я считаю, что это еще цветочки, еще начало. Процесс обезоруживания будет продолжаться, и думаю еще много воды утечет в этом смысле.
Ожидаете ли вы каких-то ответных шагов со стороны этих олигархов и “феодалов”?
Я не могу пока сказать. Все зависит от того, насколько жесткой будет борьба с ними и насколько они настроены жестко. Кто за ними стоит? Они сами, или за ними стоят какие-то другие силы, в том числе и вне Армении? Сейчас на данном этапе, что-то четко сказать я не смогу.
А цель какая у властей? Неучастие этих людей в выборах?
Я думаю, это производное всего лишь. На самом деле, там намного серьезнее, я думаю, чем просто неучастие этих сил во внеочередных выборах.
Арест Манвела Григоряна стал мощным ударом по РПА. Можно ли сказать, что это был “гвоздь в крышку гроба” РПА?
Не думаю, потому что в Республиканской партии осталось еще политическое ядро, которое и будет выступать во внеочередных выборах в качестве именно политической силы, а не партии власти, как было до сих пор.
Хотя они в очередной раз допустили оплошность. Зная, что за этой операцией стоит СНБ, они в первый день, еще до того, как показали видеоматериал, начали защищать и называли это политическим террором, репрессиями и так далее. Но после того, как было показан видеоматериал, естественно все начали отбрыкиваться, отмежеваться от Григоряна.
У них есть какие-то шансы, с учетом того, что лидер партии не изменился (Серж Саргсян) и не прошел до конца процесс очищения?
Это чисто тактические шаги. В стратегическом плане, я думаю, у них решение принято, избирательный список РПА, я думаю, будет намного чище, чем сегодняшняя их фракция. В прессе называются имена, я тоже склонен к этим версиям, что например, этот список возглавит Виген Саркисян, который, по большому счету, ни в коррупционных схемах, ни в криминальных, ни в олигархических, не был замечен никогда. В отличие от очень многих в РПА, у него все-таки рейтинг еще есть. Не говорю, что этот рейтинг очень большой, но по сравнению с остальными республиканцами, он намного выше. Так что, есть еще там еще “порох в пороховницах”.
А что будет с бывшим премьер-министром Кареном Карапетяном. Он останется в РПА, уйдет из политики или создаст новую партию?
Я не знаю, не могу сказать. Думаю, что были реальные разногласия между, как нарекли в прессе, крылом Карена Карапетяна и “старыми” республиканцами. Я имеют в виду тех, кто начинал еще в начале 2000-х, а некоторые и в начале 90-х.
Там явно есть обиды друг на друга. Не думаю, что Карен Карапетян пойдет с республиканцами. Я считаю, что он вообще не будет участвовать в выборах, а если и будет участвовать, то не в составе РПА.
Насколько сильны противоречия между Николом Пашиняном с одной стороны и “Процветающей Арменией” и АРФ “Дашнакцутюн” с другой?
На самом деле, эти противоречия очень сильны. Всем понятно, что эта юридически не закрепленная, но де-факто коалиция, очень искусственная. Потому что, тот же Никол Пашинян начинал свою карьеру борьбой с тем же Гагиком Царукяном, если мы помним лозунги инициативы “Импичмент” Пашиняна еще в 2007 году. Он вышел из АНК и у него были противоречия с Левоном Тер-Петросяном, во всяком случае он публично заявил, из-за того, что Тер-Петросян поддерживал Гагика Царукяна.
То есть, у них ничего общего, ни в идеологическом плане, ни в плане истории, пройденного пути. В том числе и в процессе этой борьбы. Не мне вам рассказывать, что фракция Царукяна и вообще партия “Процветающая Армения” примкнула к этому движению за пять минут до отставки Сержа Саргсяна. Де-факто было понятно, что они уже знали об отставке Сержа Саргсяна и потом только реально присоединились.
Насколько реальны шансы Царукяна и “Процветающей Армении” стать конкурентом Пашиняна на будущих выборах? И можно ли ожидать перехода в эту партию видных деятелей РПА, олигархического крыла?
Не исключено, конечно. Я не исключаю, более того, это вполне возможно, так как наши олигархи и те бизнесмены, которые привыкли быть под политической крышей, под крышей власти, они по инерции будут искать себе новую крышу. Никол Пашинян крышей для них стать не сможет, он об этом заявляет. Значит, они будут искать себе новую крышу, а такой крышей для них может стать партия “Процветающая Армения”.
Противоречия внутри блока “Елк” серьезны?
Я не думаю, что это настолько серьезно, как противоречия между “Процветающей Арменией” и Николом Пашиняном. Но конечно, там есть разногласия, есть противоречия, они были еще в тот момент, когда Никол Пашинян заявил в марте о своей борьбе и Эдмон Марукян и Арам Саркисян не присоединились. Правда они поддерживали его, заявили, что если вдруг силовики начнут репрессии против Никола Пашиняна они выйдут на улицу. Они сдержали свое слово, они вышли во время первого столкновения 16 апреля. Но реально, они не присоединились к этому движению.
Противоречия тогда тоже были, но это не те противоречия. В любом случае, это люди, которые не были во власти или рядом с властью. Это более, скажем так, политизированные партии, нежели блок “Царукян”. На данном этапе, есть разногласия, есть противоречия, но серьезных разногласий я не вижу.
Не секрет, что по внешнеполитическому вектору позиция Пашиняна и остальных партий блока сильно отличались. Это не может стать основанием раскола или будет найден какой-то компромисс?
Я не исключаю, то, что пойдут на выборы в одном блоке, придут к какому-то компромиссу именно по внешнеполитическому вектору. Но и не утверждаю, что они пойдут. Здесь возможны варианты. Я думаю, что сейчас, на данном этапе идут переговоры именно по этим вопросам.
Есть у Эдмона Марукяна и Арама Сарскияна шансы без Никола Пашиняна пройти в парламент?
Есть шансы. Сейчас у них намного рейтинг выше, чем у всех остальных, кроме Царукяна. Если они пойдут отдельно на выборы, займут третье место.
А Пашинян не отберет у них голоса?
Не отберет. До выборов, в этом году, тем более, если они пройдут в следующем году. За это время часть того электората, которая 2 мая, это был пик, для меня, во всяком случае, практически стопроцентно поддерживали Никола Пашиняна, успеет разочароваться в новых властях, но она не станет электоратом той же РПА или партии “Процветающая Армения”.
Они именно будут искать для себя новую силу в лице уже абсолютно некоррумпированных, не замаравших себя в разных историях политических партиях или политическом блоке “Елк”. Который, в любом случае, ассоциируется со справедливостью за последний год, а в лице Эдмона Марукяна и Арама Саркисяна, я имею в виду лидеров этих партий, за многие годы.
Будут ли “Сасна црер” после совобождения помогать Пашиняну или станут его противниками? В соцсетях звучат мнения, что Пашиняну было бы выгодно ставить их в тюрьме до проведения досрочных выборов.
Я не думаю, что ему выгодно, чтобы они оставались в тюрьме. Но ему и не выгодно, чтобы они работали против него. Я думаю там, в результате каких-то процессов, я не буду говорить переговоров, был найден определенный компромисс, в том числе и по последующим действиям этих деятелей.
Насколько можно быть уверенным, что они останутся в русле законности?
Уверенным нельзя быть ни в чем. Это политика. Тем более, сегодняшняя политика Армении настолько динамична, что меняется не то что каждый день, а каждый час. Но в любом случае, я думаю, здесь все будет основано не на одном просто слове, есть какие-то гарантии, думаю и каких-то сил и каких-то может быть и процессов.
Айк Халатян