Усиление ПВО и ракеты «Искандер»: В НАТО обеспокоены военным присутствием РФ в Закавказье
Продолжающаяся эскалация противостояния России и Запада в военно-политической сфере заставляет аналитиков НАТО искать все новые и новые точки противодействия Москве.
Как отмечается в докладе Оборонного колледжа Североатлантического альянса, касающегося российского военного присутствия в Закавказье, модель военного позиционирования Москвы в регионе состоит из двух компонентов. Во-первых, это задействование так называемых механизмов «ограниченного доступа», которые включают создание сильной и самодостаточной локальной системы ПВО, способной перехватывать натовские самолеты, а также тактические и оперативные ракеты. Такого рода средства перехвата у России в Армении имеются на базе в Гюмри, а также на военно-воздушной базе в Эребуни. Вторым компонентом стратегии «ограниченного доступ», реализуемой Россией в регионе, по мнению аналитиков НАТО, является размещение комплексов нападения, основу которых составляют ракеты типа «Искандер-М», а также ударные авиационные системы.
В докладе Оборонного колледжа НАТО продвигается мысль о стремлении России реинтегрировать Закавказье, для чего Москва задействует принцип трех «С» (C3 — Confrontation, Cooperation, Confusion), то есть (в переводе с английского) «Конфронтация, сотрудничество, запутывание». Эти принципы применяются по отношению к Грузии, Армении и Азербайджану. В отношении Баку и Еревана, по мнению аналитиков НАТО, Россия специально применяет систему балансировки, намеренно посылая противоречивые политические мессиджи, продавая вооружение и обеспечивая политическое «прикрытие» по целому ряду сложных вопросов региональной безопасности. И именно в таком комплексном лавировании и состоит сила и большой потенциал Москвы по поддержанию в регионе статуса-кво - именно этими инструментами как раз и не обладает Североатлантический альянс, упуская инициативу.
Армения в этом контексте представляется Западу одним из самых слабых звеньев, выстраиваемых Россией политических и экономических союзов на постсоветском пространстве. Крайне сложное геополитическое положение Еревана заставляет руководство республики, помимо традиционно дружественных отношений с Россией, пытаться диверсифицировать свою внешнюю политику.