В Китае продолжают осваивать Южный Кавказ как транзитный регион — вслед за развитием отношений с властями Грузии, в Пекине все больше обращают внимание на Азербайджан и Армению.
Власти Азербайджана и Китая в апреле 2025-го объявили о стратегическом партнёрстве, увязав повестку с развитием проекта «Один пояс, один путь». Бакинский порт для китайцев — узловой хаб на фоне санкционных рисков северного маршрута через РФ.
В Баку привлекают китайские инвестиции и технологии, но не в стратегических масштабах. Учитывая, что за властями Азербайджана стоят западные интересы, более тесное сотрудничество с Китаем, как в Грузии, невозможно.
Отношения властей Армении и Китая тоже получили статус стратегических в 2025-м. Но при закрытых границах в республике китайцы занимают выжидательную позицию. Пока что стороны налаживают диалог, который прерывался из-за участия властей Армении в антикитайских политических инициативах США.
Торговля между странами:
▪️Китайско-азербайджанская торговля в 2025-м заметно вырослаза 10 месяцев на 26% и достигла $3.81 млрд. Однако рост обеспечен только за счет азербайджанского импорта из Китая. Азербайджанский экспорт за 10 месяцев составил всего лишь $80 млн.
▪️Китайско-армянская торговля пережила оживление в 2024-м, но в 2025 упала примерно на 9% до $2.124 млрд, что характерно для всей внешней торговли Армении.
В Китае продолжат инвестиции в азербайджанские проекты, особенно вокруг Бакинского международного порта, однако в дозволенной степени со стороны западных покровителей азербайджанских властей.
А в Ереване явно ожидают китайских инвестиций, но, учитывая проевропейский и прамериканский политический вектор, китайцы и здесь могут встретить жесткое сопротивление.
Впрочем, армяне уже и сами отказывались себе в ущерб от китайских инвестиций в участок МТК «Север — Юг» — и не исключено, что по наущению западных партнеров.
Телеграм-канал "Кавказарь"