Удар Израиля по Катару: предварительные итоги
Когда пыль от ударов уляжется, можно будет сделать более взвешенные выводы. Но уже сейчас некоторые из них очевидны.
Во-первых, Биньямин Нетаньяху не заинтересован в достижении главной цели войны - возвращении заложников. Все его действия за последний год показывают обратное: продолжение войны любой ценой, открытие новых арен эскалации ради сохранения власти (кто еще не читал, рекомендую материал NYT на эту тему). Удар по политическому крылу ХАМАС в Дохе был направлен на срыв возможного соглашения.
Во-вторых, гарантии безопасности США могут быть отменены в любой момент. Напомню, что в Катаре расположена крупнейшая военная база США на Ближнем Востоке. Ее присутствие считалось железобетонной гарантией безопасности. Именно поэтому Доха могла позволить себе выступать посредником и медиатором, в частности между Израилем и ХАМАС. Вчера этот иммунитет оказался обнулен. Теперь Катару придется пересмотреть либо свою роль в региональных процессах, либо основы собственной безопасности. А возможно, и то и другое одновременно.
В-третьих, все получили очередное подтверждение того, что у Израиля отсутствуют «красные линии», когда речь идет о национальной безопасности в том виде, в каком ее трактует нынешнее правительство, фактически находящееся на поводке Бен-Гвира и Смотрича. Хуже всего, что такая модель поведения становится нормой. То, что вчера казалось немыслимым, сегодня выглядит вполне возможным. Под удар может попасть кто угодно и без каких-либо последствий для Израиля.
Израиль демонстрирует, что он не только «шериф» Ближнего Востока, но и регулятор «правил игры». Эти правила будут и дальше меняться. Но не все будут в курсе.
Политолог Сергей Мелконян