Ошибочно полагать, что у России более нет рычагов влияния на Азербайджан, эти рычаги есть, их много и они с какого-то момента начнут использоваться. Об этом заявил политтехнолог Тигран Кочарян, комментируя нынешнюю ситуацию в российско-азербайджанских отношениях.
“Нынешнее обострение в отношениях России и Азербайджана было ожидаемым и закономерным. В определенный период Россия шла на уступки своим партнерам, в том числе имиджевые. Однако сейчас, когда ситуация как на линии фронта, так и на дипломатическом уровне изменилась в ее пользу, Москва считает возможным предъявить претензии партнерам за их прежние неприемлемые действия. Азербайджан уловил изменение российской позиции и осознал, что по ряду вопросов ему придется дать объяснения. В этой ситуации авиакатастрофа была использована как повод для эскалации. Однако риторика, выбранная для этого, оказалась чрезмерно агрессивной и не достигла ожидаемого эффекта”, - заявил он, выступая в эфире программы “Траектория”.
По его словам, многие склонны видеть в политической линии Баку долгосрочную стратегию, однако в значительной степени она является следствием ошибок самого азербайджанского лидера. «В какой-то момент Алиев утратил чувство рациональности. Он решил, что раз ранее ему многое сходило с рук, включая убийство заместителя командующего миротворческими силами, то и в случае с авиакатастрофой может говорить что угодно. Однако, когда Владимир Путин принес официальные извинения за инцидент, Алиев повел себя неадекватно, как говорят русские - “попутал берега”, но на этот раз получил жесткий и своевременный ответ», — заявил Кочарян, добавив, что российская сторона неслучайно напомнила Баку об убийстве миротворцев именно в этот период.
В целом геополитическая ситуация в мире меняется, и у основного покровителя Алиева — Эрдогана — дела также идут не так хорошо. Все это свидетельствует о том, что очень скоро рычаги России внутри Азербайджана и вокруг него начнут действовать. «Русские ничего не забывают. Они могут не ответить сразу, но никогда не оставят без ответа», — считает он, задавшись вопросом, сможет ли Армения извлечь выгоду из сложившейся ситуации.
«При адекватном руководстве можно было бы попытаться получить от этой ситуации определенные дивиденды для Армении и, почему бы и нет, для Арцаха. Однако при нынешнем руководстве армянская сторона, по сути, больше поддерживает в этом споре Баку, хотя сам Баку в свое время очень профессионально использовал обострение отношений между Москвой и Ереваном», — подчеркнул он.
Подготовила Нана Ваграмян