Новая арцахская повестка дня․
История становления Республики Арцах и переговорный процесс по арцахскому вопросу, с документами, переговорными форматами, секретными и известными деталями, все это было сведено на нет при этой власти.
Сейчас совершенно новая ситуация, и эта ситуация не имеет ничего общего с переговорным процессом, проходившим при трех президентах. Все было сведено к нулю, история переговоров стала историей. Это факт.
Сегодня нам нужна новая концепция Арцаха. Арцах остался без армян, военно-политическое руководство Арцаха находится в Бакинском суде. Такую ситуацию нельзя было предположить ни на одном из предыдущих этапов переговоров. Копаться в прежних переговорных повестках означает всего лишь проглотить наживку, брошенную Николом, а в основе всех его шагов лежит только продление собственной власти (и/или безопасность собственной личности). Значит, это болезненное копание в предыдущих переговорных повестках Арцаха в очередной раз принесет пользу только одному человеку, и этот человек - могильщик Арцаха.
Государственное мышление заключается в том, чтобы стоять выше командной конкуренции «при моем президенте было лучше, чем при другом». Нельзя руководствоваться мотивацией, которую нужно написать в будущих учебниках истории.
И эта властная серьезность должна исходить от бывших президентов, и команды должны воспринимать это как указание двигаться вперед. При всех трех президентах ситуация была лучше, чем сейчас.
Сейчас трагический факт заключается в том, что для обеспечения продолжения армянства в Арцахе нам нужна совершенно новая арцахская повестка дня. Для того, чтобы обслуживать эту единственно здоровую повестку, должны объединиться способные силы всех трех "бывших", которые смогут вырваться из ядовитого и бесперспективного болота личных амбиций и вражды. Эта повестка имеет большой потенциал для объединения вокруг себя также молодых, не связанных с какими-либо бывшими или нынешними властными кругами, но видящих свое будущее в этой стране разнообразных групп. Может объединить разобщенное Арцахское общество, внутри которого этой властной пропагандистской группе также удалось посеять раскол местами.
Мы все равно вернемся․
Стратегической формулой новой Арцахской повестки должно быть следующее. Мы все равно вернемся. На это может потребоваться несколько лет, а может и несколько десятилетий. Сколько бы ни потребовалось, никто не может сейчас сказать, это должно передаваться из поколения в поколение. Таким образом, также существует непрерывная нация.
Это не мечта, а национальная цель, требующая рациональной и постоянной работы.
Новая арцахская повестка обязана реалистично оценить все наши возможные ресурсы, обязана выбрать правильную риторику, чтобы найти союзников в меняющемся мире, сформулировать свои собственные цели понятным и приемлемым для различных влиятельных кругов образом. Новая повестка дня Арцаха должна быть гибкой, если хотите, хитрой. Самое главное, новая повестка дня Арцаха должна быть повесткой мира со всеми ее компонентами: балансом сил, механизмами сдерживания, адекватным управлением человеческими ресурсами, обеспечением постоянного диалога с общественностью, и в то же время не разыгрывать и не использовать в своих интересах деликатные и болезненные точки для общественности.
Ядром и целью новой концепции Арцаха должно быть продолжение армянства в Арцахе.
А в качестве начала следует закрыть обсуждение предыдущих переговоров и оставить это на потом, в рамках изучения истории независимой Армении. Теоретически предположим, что один из трех президентов выиграл эту гонку. В чем же тогда интерес страны? Какая от этого польза в этой чрезвычайно сложной ситуации?
Сегодня эта дискуссия не бесплодна, но ее единственный плод пожинает действующая власть.
Член группы "Альтернативные проекты" Ваге Ованнисян