26.12.2024
В политику возвращаются религиозные символы - мнение
prev Предыдущие новости

Эксперт: и в 2025 году Баку будет продавливать свои условия, периодически угрожая силой

Как можно охарактеризовать нынешнюю ситуацию в переговорном процессе между Ереваном и Баку? О чем свидетельствуют озвученные новые требования Ильхама Алиева? Баку и Анкара будут продолжать добиваться экстерриториального или близкого к нему по режиму транспортного коридора? И как Россия и Иран будут относиться к этому?


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил эксперт Фонда стратегической культуры, российский политолог Андрей Арешев.


Как можно охарактеризовать нынешнюю ситуацию в переговорном процессе? Мы видим озвученные со стороны президента Азербайджана Ильхама Алиева новые требования к Армении, при этом даже Баку признает, что их пока нет в самом проекте мирного договора. Баку вообще хочет подписать мирный договор? О чем свидетельствуют эти озвученные новые требования? 


Я думаю, что Баку хочет подписать договор, но исключительно на своих условиях и никак иначе. Любые робкие возражения или попытки маневрирования со стороны Николы Пашиняна и правительства Армении воспринимаются в конфронтационном духе. Мне кажется, что и в наступающем 2025 году Азербайджан будет однозначно продавливать свои условия, периодически угрожая военной силой или прибегая к милитаристской риторике. 


Алиев говорит, что остались несогласованные пункты в мирном договоре — о представителях третьих сил на границе и взаимном отзыв международных исков, но при этом он же и другие представители Азербайджана заявляют о необходимости ограничения вооруженных сил Армении, призывают Ереван начать переговоры с так называемой «общиной Западного Азербайджана» и распустить Минскую группу ОБСЕ. Что это означает? Если Армения даже согласится на эти несогласованные пункты мирного договора, нынешние требования могут стать как бы предлогом их включения  в текст мирного договора? 


Может быть так, а может быть (нет). В любом случае речь идет о двух уровнях требований официального Баку, что создает удобную дополнительную позицию для давления на армянские власти. Даже если они соглашаются на включение требуемых Азербайджаном пунктов в мирный договор, достаются, как говорится, из рукава очередные все новые требования, которые могут быть формально даже и, так сказать, не положены на бумагу. Но, тем не менее, вокруг которых, так сказать, создается очередная почва для выдвижения дополнительных требований, которые могут быть неприемлемы для официального Еревана, сколь бы податливой его позиция не казалась на сегодняшний день. Так что да, этот процесс, эта игра в одни ворота, я думаю, будет продолжаться. И это, конечно, чревато дополнительными осложнениями. 


А вот требование т.н. «Зангезурского коридора» — Баку и Анкара будут продолжать добиваться экстерриториального или близкого к нему по режиму транспортного коридора? И как другие игроки, я имею в виду в первую очередь Россию и Иран, будут относиться к этому? Они разрешат это? 
 
Я думаю, что да, будет продолжаться подобного рода тактика давления именно в плане территориального коридора, потому что это соответствует, скажем так, планам укрепления коммуникационных связей между Турцией и Азербайджаном, не только через Грузию, по которой она существует уже сегодня, но и наиболее удобным и наиболее коротким путем. Что касается России и Ирана, то, мне кажется, они сейчас в большей степени заняты внутренними проблемами, о которых нам хорошо известно. И, конечно, они будут высказывать свое мнение на этот счет, но, видимо, не в столь явной категоричной форме, как это было раньше. 


 Айк Халатян