По мере приближения дня выборов температура политического кипения в Грузии повышается. Предвыборные кампании партий подходят к концу. Оппозиция сосредоточена на формировании коалиционного правительства, а правящая партия надеется получить конституционное большинство. 20 октября оппозиция провела шествие в Тбилиси. Об этих и других вопросах в беседе с Dalma News рассказал партийный кандидат «Грузинской мечты» (отвечающий за Глданский район Тбилиси — ред) Ладо Божадзе.
— Как вы оцениваете акцию 20 октября?
— Это был прайд «Национального движения», именно можно назвать этот митинг. Он был организован «ЕНД», ее партиями-сателлитами и неправительственными организациями при участии подконтрольных им СМИ. Все это увенчало упоминание «Тбилиси прайда» в качестве организатора и его вовлечение в этот процесс. Сегодня общество увидело разницу между реальной Грузией и «Национальным движением» и его сателлитами, то, что они намерены сделать со страной, какие ценности они несут. Сегодня наше общество еще раз убедилось в том, куда должна идти страна и как ей развиваться. Конечно, к Европейскому союзу, но только с достоинством, миром и процветанием, а не с шествиями ЛГБТ и радикальной оппозицией, управляемыми СМИ и НПО.
— Глдани — один из крупных районов Тбилиси, где вы являетесь делегатом от «Мечты». Были ли у вас предвыборные встречи, какие основные проблемы волнуют население сегодня?
— Фактически, с 23 августа я веду активную избирательную кампанию в Глдани. Мы активно встречаемся с населением, рассказываем о вызовах, с которыми сталкивается наша страна, о проблемах, которые волнуют наших граждан. Ни в Глдани, ни в Надзаладеви, ни в Сабуртало, ни где-либо еще ни одна оппозиция в глаза не видала наших граждан, которые пришли бы на их митинг, или интересовалась бы их проблемами, предлагала пути их решения. Понятно, что у них нет человека, который мог бы достучаться до населения, но главное, что они даже не заинтересованы в предвыборной кампании. Они не тратят ни времени, ни финансовых ресурсов на то, чтобы выслушать наших граждан.
— Как вы думаете, почему это происходит?
— Они готовятся не к 26 октября, они готовятся к беспорядкам и дестабилизации на второй день после выборов. Своеобразной репетицией этого стал митинг 20 октября, он был своеобразной проверкой сил, какая оппозиционная партия сколько людей может вывести. Как могут НПО, их СМИ способны запугать население, вывести его на акции, но поскольку митинг 20 октября закончился безрезультатно, такой же позор ожидает их на выборах 26 октября. Я лично и наша политическая команда готовимся к очередной победе, чтобы в течение следующих 4 лет сохранить мир и стабильность в стране, прогресс и развитие страны и вместе с грузинским народом решить проблемы и вызовы, с которыми сталкивается сегодня наша страна и каждый гражданин в нашей стране.
- Как вы думаете, у оппозиции не было собственных возможностей и нужно ли было им выходить на марш 20 октября, чтобы продемонстрировать друг другу свои ресурсы?
— Я имею ввиду то, что они посмотрели, с какими финансовыми ресурсами (сотни миллионов были вложены в оппозицию, в гражданский сектор, в управляемые ими СМИ) они могли бы выступить. Я уверен, что их владельцы и спонсоры очень недовольны результатом, который мы увидели 20 октября на площади Свободы в Тбилиси, и отношением грузинского народа ко всему этому. Мы никого не оцениваем и ни с кем не сравниваемся, мы продолжаем нашу избирательную кампанию. 20 октября в Тбилиси открылся парк в районе Згвисубани, площадь которого составляет 25 гектаров. У нас в Тбилиси раньше не было такого большого парка. На открытие парка пришло больше людей, чем оппозиция привезла из регионов страны.
— Каково политическое видение «Грузинской мечты»?
— Несмотря на внешнее давление, мы намерены поддерживать мир в стране и продолжать этот 12-летний период. В течение последних 3 лет нам приходится сохранять мир в очень сложной региональной ситуации, я имею в виду российско-украинскую войну, но мы сделаем все, чтобы сохранить мир в стране, а также мы сделаем все после 27 октября, когда оппозиция планирует беспорядки и дестабилизацию, сохраним стабильность, защитим закон и Конституцию. Также будут продолжены инфраструктурные проекты, содействие и поддержка занятости, сокращение безработицы и искоренение бедности. Мы сделаем все возможное, чтобы в 2024 году добиться двузначного показателя экономического роста. 7 октября премьер-министр представил программу «Грузинской мечты», которая станет правительственным планом Ираклия Кобахидзе на ближайшие 4 года. От других партий наша программа отличается тем, что каждое слово, которое там написано, будет выполнено. Это не ложные обещания. Главное — восстановить территориальную целостность нашей страны в условиях мира и процветания. «Грузинская мечта» станет политической командой, которая присоединит Грузию к Европейскому союзу.
— Вы сказали, чтобы оппозиция демонстративно проявляла пассивность в предвыборной кампании, но она активно критиковала предвыборную кампанию правящей партии, я имею в виду рекламные щиты. Как вы оцениваете этот факт?
— Тот факт, что они не могут сделать ничего, кроме беспочвенной критики, хорошо виден грузинскому обществу, а что касается рекламных щитов, изображающих разрушительную реальность войны в Украине и мирное развитие Грузии, то здесь никакой лжи нет, мы показали обществу реальность бедствий, которые приносит война. Мир — это результат разумной внешней политики нашего правительства. То, что происходит в Украине, видит весь мир. Оппозиции нечего сказать нашим гражданам, кроме как обсудить рекламные щиты «Мечты», им нечего критиковать в действиях правительства, и они не могут предложить лучшую программу и план развития. Мы не собираемся критиковать чью-либо программу. Это правда, что не все наши предыдущие обещания были выполнены, на это были как субъективные, так и объективные причины, но тот факт, что сегодня мы живем в другой стране, с другими демократическими стандартами и экономическими достижениями, очевиден.
— В последнее время активизировались заявления в поддержку оппозиции со стороны европейских политиков и дипломатов. Каково отношение правящей команды к подобным заявлениям?
— Такого давления и вмешательства извне во внутреннюю политику не было ни перед какими выборами ранее. Оппозиция манипулировала безвизовым режимом Грузии с ЕС, но вы можете видеть, что безвизовый режим не прекратился и будет продолжаться в будущем. Нет никакой опасности для этого достижения. Это также было одним из механизмов внешнего вмешательства, что якобы безвизовый режим окажется под угрозой, если не выберут политическую силу, которая будет послушна Западу и поставит интересы другой страны выше интересов Грузии. Это тоже оказалось ложью. Такая форма внешнего вмешательства для нас неприемлема, хотя мы к ней привыкли. Мы стали свидетелями открытого вмешательства в нашу внутреннюю политику, — не принимайте этот закон! То, что вы приняли, отмените! и т.д. Однако мы защищаем интересы нашего государства, и никакая угроза не может повлиять на решение грузинского народа.
— Как вам видятся отношения с Западом после выборов 26 октября?
— После этих выборов мы ожидаем перезагрузки отношений как с ЕС, так и с Америкой. Никто не собирается принимать решения за пределами страны, а не внутри нее.
— Это первые выборы, которые проводятся с использованием электронной системы. Насколько это снижает шансы оппозиции найти аргументы для обвинений в фальсификации выборов?
— Электронная система выборов сводит к минимуму шансы на фальсификацию. Эта система неоднократно тестировалась по рекомендации наших партнеров и при их финансовой поддержке. С использованием этой технологии был проведен ряд выборов. С одной стороны, у нас есть система верификации, которая гарантирует, что у одного избирателя есть один голос, поэтому глупо говорить о каких-либо “каруселях” точно так же, как очень важно иметь сканер, который очень быстро выводит предварительные результаты голосования, то есть фальсификация социологических опросов, что якобы рейтинг оппозиционных партий был выше, чем отразился в результатах выборов, а также фальсификация экзит-полов, фальсификация параллельного опроса теряют смысл. После предварительных итогов на участках продолжится подсчет бюллетеней вручную. Так что предварительные манипуляции, якобы исправление протоколов и многое другое не имеют смысла. Оппозиция это очень хорошо знает.
— Мир — это главное, чего сегодня трудно достичь и сохранить. Что является противовесом тому, что оппозиция обещает своим избирателям?
— Противовесом миру является война. Вы видели, как лидеры радикальной оппозиции стерли на вывешенном на улице рекламном щите «Мечты» надпись «Нет войне!». Это означает, что они готовы выполнить требования различных внешних сил и открыть второй фронт в Грузии. «Давайте прогуляемся по Цхинвали и Сухуми», якобы сейчас самое время восстановить территориальную целостность Грузии, якобы нам снова придется проливать кровь и углублять разрыв с абхазскими и осетинскими братьями. 12-летний мирный период в Грузии дает возможность очень скоро добиться хороших перемен для объединения нашей страны. Это не простая тема и и не предвыборный лозунг. Лидеры оппозиции открыто требуют войны, отправки добровольцев на Украину и введения двусторонних санкций против России, хотя мы уже присоединились к многосторонним санкциям. Противовесом является прайд, проведенный 20 октября «Национальным движением».