Президент Грузии Саломе Зурабишвили, которая выступила ранее с инициативой обьединения грузинской оппозиции против правящей партии «Грузинская мечта», несмотря на свою идею создания «технократического правительства» после победы оппозиции, все-таки решила представить его состав не до, а после выборов 26 октября.
«У меня был и есть кандидат в премьер-министры. В «Грузинской Хартии» написано, что я должна его представить. И я нашла кандидата, много думала, искала и поверила в него. Его кандидатуру и состав правительства мы начнем обсуждать после выборов», – заявила она в интервью оппозиционному телеканалу «Формула».
По словам Зурабишвили, ее кандидат в премьер-министры – «нейтральная неполитическая фигура», который не должен вызвать неприятия ни у одного из оппозиционных объединений, подписавших «проевропейскую Грузинскую Хартию действий».
«Избиратель - самый мудрый, и я хочу сказать избирателю, считайте, что есть выбор – 4 партии. Возможно, ни одна из них не идеальна для вас, но в целом они - наше будущее. Мы затем увидим преобразование некоторых партий, наверное, увидим новые партии. Если страх и контроль над ЦИК будут сняты, избирательное пространство станет гораздо более открытым. Не бойтесь голосовать за тех, кто близок вашему мировоззрению. Знайте, что эти партии обязаны и ответственны передо мной за выполнение «Грузинской хартии», которая является планом действий по скорейшему вступлению в Евросоюз. Эти четыре партии - медиаторы, чтобы получить в сумме те проценты, которые создадут возможность легко принимать решения, записанные в «Грузинской хартии», легко отменить «российские законы». Не бойтесь и дайте мне голоса за «хартию» и в такой форме», – сказала Саломе Зурабишвили.
Отметим, что в т.н. Хартии, которую подписали в мае основные оппозиционные партии страны, один из пунктов гласит о том, что в случае победы на выборах оппозиции, президент страны должна будет представить новое «технократическое правительство». Согласно Хартии, все подписавшие ее партии соглашаются, что избранный парламент и утвержденное правительство будут действовать несколько месяцев, а их задача будет заключаться в том, чтобы «вернуть Грузию к демократическим реформам и восстановить отношения с ЕС». После этого, согласно документу, в стране «в демократической и свободной среде» должны будут пройти новые парламентские выборы.
Комментируя заявление президента Грузии, оппозиционный депутат парламента от партии «Гирчи» Яго Хвичия отметил, что на президента либо «надавили», вынудив отступить, либо «заплатили».
«Президент обещала назвать кандидатуру [премьера] до выборов, и мне сложно поверить в то, что она передумала бесплатно. В оппозиции о портфеле премьера мечтают все и, если бы президент назвала кандидатом какого-нибудь ученого, физика или биолога, сколько людей осталось бы не у дел? Этого не хотел никто. Не знаю, может, её так убедили, но ввиду того, что у «Лело» много денег, я думаю, что и это могло быть подключено к делу. С последними президента встретилась с представителями этой партии и передумала. Когда ты встречаешься с «Лело», а потом передумываешь, как я могу не думать здесь о деньгах, и мое мнение должно идти только на убедительность слова этой партии?!», – заявил Хвичия.
Один из лидеров парламентского большинства, вице-спикер парламента Гия Вольский, в свою очередь, подчеркнул, что с приближением выборов «оппозиция не дала Зурабишвили возможность представить кандидатуру премьер-министра».
«Планом президента, идеей было то, чтобы показать себя лидером оппозиции. Когда приблизилось время выборов, разумеется, оппозиция не посадила её на голову и не дала ей возможность представить кандидатуру премьер-министра. Идея была одна – предоставить населению информацию о том, что, якобы, во власть пытается прийти не кровавое коллективное «Нацдвижение», а техническое интеллектуальное правительство станет тем, кто будет руководить Грузией в течение определенного периода…Это было легко расшифровано, и не оппозиция, а общество стало причиной того, что Саломе Зурабишвили отказалась от своего плата. Общество элементарно расшифровало, исходя из этого, неэффективным было бы говорить о том, что, да, в парламенте будут представители различных крыльев „Нацдвижения“, но, несмотря на это, Саломе Зурабишвили будет единственной и неповторимой, кто возьмет на себя бразды власти», – заявил вице-спикер.