8.11.2024
В СФ предложили провести встречу РФ и Армении в честь Победы в ВОВ
prev Предыдущие новости

Молодые ученые из Армении обсудили с экспертами из РФ многовекторность во внешней политике

В Российском университете дружбы народов (РУДН) им. Патриса Лумумбы состоялась экспертная сессия, участниками которой стали молодые ученые Программы международной академической мобильности Национального исследовательского института развития коммуникаций (НИИРК).


Темой обсуждения была «Многовекторность во внешней политике: актуальные проблемы», а организатором встречи - Центр исследований международных гуманитарных коммуникаций РУДН при поддержке НИИРК. В числе докладчиков ведущие эксперты в сфере истории, политологии, социологии - представители ведущих ВУЗов России.


Открыла пленарную часть экспертной сессии д.с.н., заместитель НИИРК по научной работе Валентина Комлева. В своей работе она проанализировала многовекторность с точки зрения ресурсов, которыми обладает страна, дала оценку рискам и угрозам такой политики в современных условиях. «Ключевой вопрос эффективности политики мновекторности – ее обеспеченность, точнее - самообеспечение. Чтобы этот принцип был реально реализован, нужны ресурсы. А ресурсов мало, как политических, так и экономических. Можем ли мы сказать, что многовекторность выбирается от безысходности? В некоторой степени, да. Дело в том, что на практике международные политические роли малых стран очень ограничены: буферная зона, геополитический шлюз, дипломатический посредник, государство-барьер, периферия. Понимая это, малые страны пытаются усилить свои позиции»,- отметила она.


Тему Мемориальных войн в контексте внешней политики государства рассмотрел д.ф.н., к.и.н., и. о. заведующего кафедрой методики обучения истории и обществознания, доцент кафедры теоретической и социальной философии Саратовского государственного университета Денис Артамонов. В своем докладе он представил анализ образа СССР в исторической памяти на основе принятой Европарламентом резолюции о важности европейской памяти для будущего Европы, в котором вина за начало Второй мировой войны возложена не только на нацистскую Германию, но и на коммунистический Советский союз. «В своих научных исследованиях я исхожу из того, что сегодняшний интерес к прошлому обусловлен кризисом всеобщих проектов будущего. И в этом плане многовекторность объясняется кризисом таких всеобщих проектов, потому что, когда нет общих проектов, приходится лавировать, выбирать, строить свои стратегии», - отметил эксперт.


В ходе дискуссии участники Программы международной академической мобильности НИИРК задавали вопросы экспертам, делились мнениями, приняли активной участие в обсуждении ряда вопросов.


В частности, молодых ученых из Армении интересовал вопрос национальной идентичности и политики Турции в тюркоязычных, а также, связана ли политика Европейского союза в Центральной Азии с политикой США.


Представители научной общественности Узбекистана поделились своим видением формирования единой политики памяти на постсоветском пространстве.


Ученые из Кыргызстана поинтересовались мнением российских экспертов о перспективах взаимодействия Российской Федерации со странами Центральной Азии.


Живой отклик вызвала тема восстановления научных коммуникаций между экспертами разных стран. «Даже во времена холодной войны все равно были коммуникации, это во многом было связано с тем, что люди помнили войну, люди помнили страшную геополитическую катастрофу, а нынешние элиты этого не помнят. И сегодня мы на постсоветском пространстве наблюдаем интересную тенденцию – к власти приходят элиты, которые не помнят, какие были достигнуты договоренности после распада Советского союза», - отметила Валентина Комлева.


Итог экспертной сессии «Многовекторность во внешней политике: актуальные проблемы» подвела организатор встречи - руководитель проектов зарубежных программ НИИРК, директор Центр исследований международных гуманитарных коммуникаций РУДН Елена Кузьменко.


В частности, она отметила, что «В ходе обсуждения были привлечены методы и материалы разных отраслей научного знания это и политология, и филология, и история, этнология и даже педагогика. При этом обнаружились дополнительные точки зрения, с которых можно взглянуть на многовекторность. Но главное, что наши гости – участники Программы международной академической мобильности уловили наши подходы к трактовке термина и мы смогли показать, что многовекторность — это инструмент, который используют в своих национальных интересах крупные игроки, но это совершенно точно не доктрина, в рамках которой происходят большие международные дискуссии».