14.09.2024
Пашинян готовится окончательно уничтожить систему безопасности Армении - мнение
prev Предыдущие новости

Эксперт: интересанты «Зангезурского коридора» — в первую очередь Турция, а также Запад

Чем обусловлены заявления Никола Пашиняна и МИД России относительно коммуникаций через Сюникскую область и трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года? Почему Пашинян не отзывает свою подпись под трёхсторонним заявлением и к чему это может привести? С чем связаны заявления с критикой позиции России по т.н. «Зангезурскому коридору» со стороны депутатов и СМИ Ирана? Москва реально изменила свою позицию по этому вопросу и сможет ли она удержаться в регионе?


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил политолог Грант Микаелян.


Мы видим заявления Никола Пашиняна относительно коммуникаций через Сюникскую область и видим реакцию России на это. Чем обусловлена такая позиция Никола Пашиняна, который с одной стороны не отзывает подпись под трехсторонним заявлением от 9 ноября, а с другой стороны, фактически отказывается его выполнять? К чему это может привести? 


Почему не отзывает подпись под трехсторонним заявлением понятно — он боится, что может спровоцировать войну. Как руководитель военного времени, он показал себя предельно некомпетентным, никудышным руководителем. Соответственно, Пашинян боится спровоцировать войну, поэтому очень многие действия, которые он предпринимает, половинчатые. Например, вместо того, чтобы выйти из ОДКБ, чего он на самом деле хочет, он заморозил участие Армении в Организации. То есть он предпринимает малые шаги, которые до поры до времени приносили плоды. Стоит отметить, что в России очень часто эти малые шаги не замечали или не реагировали на них. Поэтому они и стали возможными. Это, с одной стороны. 


С другой стороны, трехстороннее заявление, на самом деле, по крайней мере, как я и большинство моих коллег в Армении считают, недействительно, оно сегодня юридически ничтожно. Потому что существует принцип, что договор должен выполняться в полном объеме. После изгнания армянского населения из Нагорного Карабаха обсуждать трехстороннее заявление ни к чему, там ничего нет. То есть оно не может быть действительным, если отсутствует основная тема заявления, а основными темами заявления были прекращение огня и обеспечение безопасности армянского населения, не что-либо другое, а это. И Азербайджан нарушил все пункты, абсолютно все пункты. Поэтому он не может на это ссылаться. А Россия не смогла, не захотела или оказалась неспособна обеспечить выполнение трехстороннего заявления со своей стороны. Поэтому я думаю, что всерьез обсуждать что-либо, что в этом документе написано, учитывая еще и, что Азербайджан в своем парламенте этот документ не ратифицировал, думаю, что это просто несерьезно. 


Можно вспомнить и то, что российское присутствие военное вообще в Армении очень быстро сокращается. Российские военные были выведены из южных областей Армении, из Тавушской области, вообще со многих границ, а также из аэропорта «Звартноц». Но напомню также, что было устное соглашение между Путиным и Пашиняном на этот счет, и, соответственно, это не просто так, что Пашинян решил и вывел (российские войска). Нет, Россия тоже участвовала в этом процессе. И учитывая, что Россия это большая, более сильная сторона, то, скажем так, рассматривать все в контексте желания или действий только Пашиняна, я считаю, неверно. 


Вы говорите о том, что Пашинян боится спровоцировать войну, поэтому не отзывает подпись с трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года. Но, с другой стороны, сохранение подписи под трехсторонним заявлением и невыполнение условий девятого пункта тоже создает возможность начала силовых действий со стороны Азербайджана, якобы для реализации этого пункта. Не создает ли отказ отозвать подпись угрозы легитимизации Азербайджаном в глазах международного сообщества своей будущей агрессии? Об этом говорят даже бывшие члены команды Пашиняна. 


Это и так, и не так. Почему это так? Потому что вообще Пашинян известен своим несоблюдением договоренностей, которые он в прошлом подписывал, заключал или, скажем так, выполнение которых от него ожидается. Проблема с Пашиняном и с тем, как он может довести ситуацию или обострить ситуацию своими действиями или бездействием, известна. Поэтому в этом отношении проблема есть. Но в то же самое время, Азербайджан ищет повод для войны, постоянно угрожает новой войной и говорит, что если не это, если не то, то мы начнем войну, то есть Азербайджан сейчас использует рычаг военной угрозы во всех переговорах. Например, Азербайджан такой угрозой выцарапал у Пашиняна очень важные приграничные территории около села Киранц, из-за которых в Армении был масштабный политический кризис. Это раз. 


Второе. Опять же, не может сторона, которая не выполняет свою часть соглашения, причем, более важную, требовать выполнения соглашения от других. Точнее, она может это делать физически, но это неадекватно. Невозможно в рамках соглашения, в котором почти ни один пункт не выполнен, селективно требовать выполнения, реализации этого от другой стороны. Грубо говоря, Россия обязалась обеспечить безопасность армянского населения Арцаха. Где? Азербайджан обязался вернуть пленных. Где? То есть это требования более высокого порядка, поскольку самым главным требованием трёхстороннего заявления было сохранение мира. Это было заявление о прекращении огня. Это заявление не было выполнено. Соответственно, сейчас обращаться к пункту девятому этого заявления, я считаю, неверно. То есть это бессмысленно просто. Заявление юридически ничтожно, поскольку это было заявление о прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе в первую очередь, и исчез субъект договоренности. 


В последние дни ряд иранских депутатов и СМИ выступили с критикой позиции России по т.н. «Зангезурскому коридору». Согласно иранским СМИ, эта тема обсуждалась и на недавней встрече посла РФ в МИД Ирана. Однако заявления с критикой позиции России звучат на уровне депутатов и СМИ, но не на уровне МИД, который избегает явной конфронтации с Россией. Что происходит? Россия реально изменила свою позицию? Ведь ранее она выступала за сохранение суверенитета сторон над коммуникациями и против идеи т.н. «Зангезурского коридора».


Россия не столько изменила свою позицию, сколько потеряла свою позицию. Дело в том, что позиция России заключалась в том, что необходимо стабилизировать регион, открыть коммуникации, избежать риска войны и сформировать устойчивый статус-кво в регионе. Вот это та позиция России, которую она пыталась реализовать в 2020 году, и, скажем прямо, не преуспела, учитывая все произошедшее. 


Азербайджан преследует противоположные цели. То есть готовит силы для новой войны, использует угрозу войной, что по международному праву примерно то же самое, что сама война. То есть это точно так же рассматривается, как враждебные действия. Соответственно, интересы Азербайджана противоположны. Но поскольку Россия оказалась как минимум в частичной изоляции на мировой арене, Баку решил использовать это обстоятельство и дипломатическими, и политическими методами, и на фоне деятельности правительства Пашиняна, смог добиться в отношениях с Россией прогресса по этому вопросу. И сейчас Россия не столько изменила свое мнение, сколько просто репродуцирует бакинские нарративы. Мы видим это буквально дословное повторение азербайджанских нарративов российским МИДом. Но эти нарративы в достаточно короткой перспективе предполагают действительно очень радикальную смену статус-кво, а не то, на что Россия всегда работала — на сохранение статус-кво и стабилизацию положения. 


То есть разговор о коридоре и так далее, это вопрос геополитической важности очень высокого порядка. Соответственно, в Иране реагируют достаточно остро, и в Иране реакция очень серьезная. Потому что Иран - это та страна, которая борется против этого коридора. А на самом деле интересанты этого коридора - это в первую очередь Турция, а также Запад. Россия не станет выгодоприобретателем этого коридора. И с очень большим сожалением должен сказать свое мнение, что в России потеряли четкое понимание региона Южного Кавказа, если надеются за счет договоренностей с Баку и за счет проведения таких проектов, как «Зангезурский коридор», сохранить свое присутствие на Южном Кавказе. Это не серьезно.


Баку всегда обеспечивал вывод России изо всех регионов и стран, в том числе из Грузии. Это в очень значительной степени было обеспечено за счет Баку. То же самое и с Арменией. Потому что агрессия Азербайджана привела к дальнейшей цепочке событий, которая завершается выводом российских сил из ряда регионов Армении, а возможно и отовсюду. Соответственно, надежды в России на то, что Баку позволит или поможет им остаться в регионе Южного Кавказа... ну, не знаю, я считаю, что это уже полная потеря понимания процессов в регионе, если такие надежды в России есть. Визит Владимира Путина в Баку в России воспринимался как успешный и сформировавший дружескую атмосферу, но если смотреть на азербайджанские СМИ, на то, как Путина встречали в Баку, там была совершенно другая атмосфера. Поэтому мне кажется, что в России на фоне изоляции, на фоне политики Пашиняна и на фоне лоббизма со стороны Баку, очень неадекватно оценивают намерения и действия азербайджанской стороны. 


Айк Халатян


 


 

Пашинян не упустит повода поздравить Путина - пресса дня
Следующая новость next

Регион

Все новости