В случае попытки силового прорыва коридора через Сюник иранская сторона обязательно вмешается, другой вопрос - как будет действовать Иран, если Армения предоставит коридор добровольно. Об этом заявил глава офиса “Ай Дат” в Тегеране Исак Юнанесян.
“Иран в последние годы неоднократно отмечал, что выступает против коридора, считая это красной линией для себя. Реакция иранской стороны в последние дни свидетельствует о том, что эти заявления - не просто слова, и в Тегеране очень внимательно отслеживают ситуацию”, - заявил он в эфире 168 Жам. По словам Юнанесяна, наличие неподконтрольного Армении коридора неприемлемо для Ирана, с точки зрения, как обеспечения выхода к Черному морю, так и исключения ситуации, когда Иран оказывается окружен пантюркистским поясом.
“Ни для кого не секрет, что на северо-востоке Ирана проживают порядка 13-14 млн тюркоязычных иранцев, а посему эти территории всегда были мишенью пантюркизма. В Иране прекрасно понимают, что, если прервется связь с Арменией, ИРИ на этом участке окажется в полном окружении пантюркистских сил”, - отметил Юнанесян. Он подчеркнул, что Иран всерьез обеспокоен этими процессами, а посему на уровне парламентской комиссии по обороне рассматривается вопрос проведения учений на границе Армении и Азербайджана, как сигнала о том, что Иран не отступил от своих первоначальных позиций в этом вопросе.
По словам Юнанесяна, о степени важности этого вопроса для Ирана свидетельствует также беспрецедентно жесткая реакция иранской стороны на заявления главы МИД РФ Сергея Лаврова по коридору. “В Тегеране понимают, что российская сторона может пренебречь интересами Ирана по этому вопросу, поскольку подобные случаи уже были в прошлом, к примеру, по вопросу Сирии. Тем не менее я считаю, что заявление Лаврова является проявлением договоренностей, которые были достигнуты еще в 2020 году. Естественно, по части коридора (через Сюник) в Трехстороннем заявлении ничего нет, но я считаю, что именно в этот период армянская сторона дала согласие предоставить коридор, и последние заявления российской стороны являются отражением этой договоренности. Само по себе заявление Лаврова о коридоре я связываю больше с намерением понять реакцию Ирана”, - предположил он.
Юнанесян уверен, что разные силы и полюса попытаются обсудить с Ираном вопрос коридора, убеждая Тегеран пойти на уступки в этом вопросе. “Насколько Иран будет готов отказаться от своей первоначальной позиции и красных линий мне сказать сложно. Очевидно, что в случае попыток силового прорыва коридора со стороны Баку и Анкары, Тегеран пойдет на военное вмешательство. Но тут возникает вопрос, а как поступит Иран, если сама Армения даст согласие предоставить коридор? Для меня в данном случае под вопросом позиция самой Армении” - задался вопросом Юнанесян.