23.11.2024
Договора о мире не будет, Баку готовит нанесение ударов вглубь территории РА - мнение
prev Предыдущие новости

Эксперт: ни Баку, ни Анкара никогда не откажутся от «Зангезурского коридора»

Готов ли Азербайджан подписать мирный договор с Арменией? Означает ли решение Еревана и Баку не связывать с подписанием мирного договора вопрос транспортных коммуникаций в регионе, в  частности обеспечение связи Азербайджана с Нахичеванью отказ азербайджанской стороны от т.н. «Зангезурского коридора»? С чем связано активное распространение министерством обороны Азербайджана дезинформации о якобы обстрелах с армянской стороны и может ли это свидетельствовать о подготовке Баку крупной эскалации? Как визит президента России Владимира Путина в Азербайджан может отразиться на регионе?


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил научный сотрудник APRI Армения Сергей Мелконян.


Ереван и Баку договорились отложить решение вопроса транспортных коммуникаций в регионе, в частности обеспечение связи Азербайджана с Нахичеванью, и не увязывать его с подписанием мирного договора. О чем это говорит? Готовности Баку подписать мирный договор? И что вообще даст Армении мирный договор без решения вопроса разблокировки коммуникаций? 


Отложить вопрос коммуникаций не означает снять его с повестки. Это первое. Второе: вопрос коммуникаций вообще не должен быть увязан с подписанием какого-либо договора. Если это договор о нормализации отношений, то должны быть прописаны базовые принципы международного права, взаимное признание территориальной целостности, уважение суверенитета и прочее. И прописано, что стороны будут работать над продолжением разблокировки коммуникаций, как это было на протяжении последних четырех лет. 


Но здесь самая важная деталь, что никакого мирного договора нет и он не обсуждался. То, что обсуждают стороны традиционно, заголовок этого документа, которым обмениваются Ереван и Баку, не называется мирным договором. Там нет такого словосочетания. Это не мирный договор. Почему? Потому что Азербайджан не заинтересован в подписании мирного договора. Зачем он ему нужен? Ему важны только две вещи. Первое, зафиксировать сформировавшийся статус-кво в регионе после 2023-го года, после этнической чистки в Арцахе. И второе, что ему нужно, это получить коммуникацию, а именно так называемый «Зангезурский коридор». 
 
Сейчас то, что стороны обсуждают, это промежуточный документ, в котором будут прописаны принципы будущего мирного договора. То есть, фактически бумага о бумаге. В этом смысле Азербайджан решает со своей стороны одну проблему, связанную с тем, чтобы зафиксировать новый статус-кво. И фактически Армения принимает и легализует этническую чистку в Арцахе, если не возражает и подписывает подобный документ. Это именно оно и означает. 


А что Армения получает из этой бумаги? А с точки зрения Еревана этой бумаги будет достаточно, чтобы заявить Турции об отсутствии проблем с Азербайджаном для открытия границы и активизации процесса нормализации отношений. Все то, что сказал (помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Джеймс) О’Брайен. То есть здесь сейчас все уже играют с открытыми картами


Означает ли это то, что хотя бы временно Баку отказался от т.н. «Зангезурского коридора»? Или учитывая, что они продолжают продвигать тему «Западного Азербайджана», Баку решил не ограничиться минимумом, а сразу взять максимум? 


Ни Баку, ни Анкара никогда не откажутся от «Зангезурского коридора». Это было на повестке сто лет назад, это и сейчас на повестке. Он может потом называться по-другому, могут ему придумать какое-то красивое название, но эти две страны никогда не откажутся от этого проекта, потому что это одна из их стратегических целей в регионе – получить прямую, беспрепятственную сухопутную связь. Поэтому действия на Южном Кавказе Анкары и Баку, в отношении Армении в первую очередь, подчинены в том числе и во многом этой логике. 
 
Что касается так называемого «Западного Азербайджана», то, учитывая, что этот нарратив создан и финансируется на государственном уровне, он имеет долгосрочную перспективу, создана соответствующая инфраструктура: и общественно-политическая, и информационная. Оборвать все это за раз невозможно. Потому что уже формируется массовое сознание. Когда поют гимны Ереванской Республики в Баку, это формирование общественного сознания о том, что Армении не существует, есть только исторический «Западный Азербайджан», все остальное – фейк. И когда общественное сознание будет готово к полному отрицанию существования на политической карте мира Республики Армения, тогда и обосновать людям, зачем нужно уничтожать эту страну, создавать что-то, конструировать, заниматься какой-то политической инженерией, будет намного проще.


Армянская сторона заявляет, что в любой момент готова подписать договор. Сейчас Баку в качестве главного предусловия для подписания мирного договора выдвигает требования об изменении Конституции Армении. Судя по риторике последнего времени армянская власть, в принципе, готова на это пойти. Допустим, армянские власти пошли на этот шаг и изменили Конституцию. На ваш взгляд, даст ли это возможность заключить мир, или после этого у Баку появятся какие-то новые требования к армянской стороне в качестве предусловия для подписания мирного договора? 


Баку, как я выше сказал, не заинтересован в каком-либо мирном договоре. Поэтому любые предусловия преследуют две цели.


Первая: получить дополнительные уступки от Армении, если это возможно, без каких-либо бумаг. Получить карты минных полей, получить так называемые анклавы, получить признание Арцаха в составе Азербайджана и так далее. То есть все, чего не требует бумаги, какого-то подписанного договора.


Вторая: создать условия, при которых Армения не будет способна выполнить какое-либо требование. И это, соответственно, создаст, с точки зрения Баку, обоснованный повод для того, чтобы не подписывать договор.


Именно этим случаем является вопрос Конституции. В Баку прекрасно понимают, что изменить Конституцию за неделю невозможно, особенно так, как хотят там. По реальным подсчетам потребуется примерно год для того, чтобы дальше проработать с общественным сознанием Армении, обосновать, что эта Конституция откроет небывалые горизонты и так далее. Что эта Конституция не является демонтажем Третьей Республики, созданием чего угодно, хоть «Западного Азербайджана», а наоборот, показать волшебные перспективы. Ведь мы же имеем социологические исследования, которые показывают, что более 90% населения против изменения, внесения правок в Конституцию. То есть, если даже и проведут референдум, то он не закончится тем результатом, который, грубо говоря, нужен. Поэтому требуется время для того, чтобы изменить общественное сознание, «закончить изменение общественного сознания, потому что над этим идет активная работа на протяжении многих лет. И процедурно, есть комиссия по внесению правок в Конституцию, то есть технически требуется достаточно времени, как минимум полгода, чтобы это все организовать. А за это время как раз можем дотянуть и до выборов, и, естественно, пройдет саммит COP, непонятно, как закончатся выборы в США, и тогда давление со стороны Запада и активность со стороны Запада в регионе может ослабнуть. Например, в случае прихода к власти Трампа, для которого, скорее всего, Южный Кавказ станет не второстепенным, не третьестепенным, а даже, наверное, пятистепенным вопросом во внешнеполитической повестке. И тогда можно ничего не подписывать в том виде, в котором сейчас все это обсуждается.


Поэтому Конституция – это очередной повод. Но если вдруг Армения выполнит это даже через год-полтора, то, конечно, появятся новые поводы, появятся новые предусловия, которые потом дальше будут обосновываться, зачем их нужно выполнять. Эти предусловия могут быть абсолютно разными. Например, Армения должна заселить у себя несколько сотен тысяч граждан Азербайджанской Республики в рамках концепции так называемого «Западного Азербайджана». И это, судя по логике развития событий, будет одним из следующих условий. 


С одной стороны говорится о прогрессе в переговорах, с другой мы видим, что в последние дни минобороны Азербайджана вновь активно распространяет дезинформацию о якобы обстрелах с армянской стороны. С чем это связано и может ли это свидетельствовать о подготовке со стороны Баку новой крупной эскалации? 


Сообщения о "регулярных обстрелах" нужны для того, чтобы держать дверь войны приоткрытой со стороны Азербайджана. То есть, показывать, что этот аргумент всегда есть на столе. Это, как мы видим, постепенно делает армянскую сторону сговорчивее, учитывая отсутствие необходимой военной поддержки. Достаточной военной и военно-политической поддержки со стороны традиционного союзника Армения не получает, но в то же время она не получает поддержки и от новых союзников и партнёров. В этом смысле приходится терпеть.


Поэтому, если отвечать конкретно на вопрос, может ли это свидетельствовать о подготовке новой крупной эскалации, конечно, может. Потому что, если в Азербайджане посчитают, что технически они могут открыть так называемый коридор за сутки-двое, в случае наличия окна возможностей – массовых беспорядков в Грузии после выборов, прихода в ноябре к власти Трампа, когда вся администрация будет меняться и никому не будет дела до Южного Кавказа, тогда окно возможностей открывается, конечно.


Как визит президента России Владимира Путина в Азербайджан может отразиться на регионе?


Вопрос, на самом деле, самый сложный. Контуры региона и контуры российской политики в регионе меняются. Мы видим, что более активным становится российско-азербайджанский трек. Начиная с момента подписания декларации «О союзническом взаимодействии» до этого последнего визита. Очевидно, что там были договоренности в сферах, которые имеют стратегическое значение. Речь, например, про энергетику. А значит, что характер отношений качественным образом повышается. 
 
Параллельно мы наблюдаем деградацию армяно-российских отношений по всем качественным и количественным показателям. И по двусторонней повестке, и даже банально по количеству встреч между профильными министерствами и ведомствами, я уже не говорю на высшем уровне. То есть мы имеем два таких тренда. 
 
Станет ли Азербайджан новым стратегическим союзником России на Южном Кавказе? Конечно, нет, потому что Азербайджан уже стратегический союзник Турции. Азербайджан не будет вступать в ЕАЭС, Азербайджан не будет вступать в ОДКБ. Азербайджан заявил, что вступит в БРИКС, который фактически его ни к чему не обязывает. И этого было бы достаточно как раз для Москвы, чтобы продемонстрировать приверженность одному из пунктов большой, глобальной внешнеполитической повестки.


Как можно оценить встречу глав МИД Турции и Азербайджана, на которой они обсуждали переговорный процесс Баку и Еревана? 


Что касается встречи глав МИД, я не видел реально какой-то содержательной официальной информации на сайте. Но главный и очевидный вывод из этого визита: свою политику в регионе, а конкретно в отношении Армении и России, Азербайджан координирует с Турцией. Когда идут разговоры о суверенитете, о исключительной независимости в принятии решений в области внешней и внутренней политики... Этого не существует. Это, кстати, один из примеров, когда ты обязан фактически советоваться, консультироваться по вопросам своей внешней политики или своей политики в отношении своих соседей, двух ключевых, со своим стратегическим союзником. То есть, естественно, Баку координирует с Анкарой свои действия в отношениях как с Россией, так и с Арменией. Вот это основной вывод, который мы можем сделать. 


А поскольку конкретных заявлений для прессы не было, то нельзя сделать четких выводов, к чему именно они пришли. Значит, это была единственная повестка: координация внешнеполитических шагов в отношении нас (Армении) и в отношении России.


Айк Халатян


 

В дипкорпусе ожидаются изменения - пресса дня
Следующая новость next

Регион

Все новости