Научная конференция «Иран как фактор влияния на региональные процессы» была посвящена актуальным вопросам региональной политики Исламской Республики в современных и исторических реалиях.
«В нашем регионе прямо на глазах происходят значительные изменения. Здесь собрались профессиональные иранисты - специалисты, которые знают досконально регион, его историю и культурные коды народов его населяющих, — отметил руководитель Россотрудничества в РА Вадим Фефилов в приветственном слове. — И мы надеемся услышать их взвешенные мнения».
По мнению научного сотрудника АПРИ Сергея Мелконяна, Иран, бесспорно, заинтересован в продвижении платформы «3+3» в контексте инструментов, стабилизирующих региональное развитие и как фактор сдерживания.
«Иран можно условно назвать страной «status quo», учитывая его стремление сохранить геополитический баланс в регионе», — подчеркнул Мелконян.
По словам эксперта, во внешнеполитическом векторе Исламской Республики четко прочерчены несколько красных линий, переход которых может повлечь за собой осложнения на международной арене.
«Три линии, которые руководство ИРИ не раз озвучивало, — это "Зангезурский коридор", любое изменение границ и изменение демографического баланса в регионе», — резюмировал Мелконян.
Основатель Института Евразии Гулбаат Рцхиладзе поддержал мнение Мелконяна, заметив, что Иран играет ключевую роль в «попытках наладить деятельность данного формата».
В свою очередь, выступившая на конференции с докладом профессор Института Востоковедения РАУ Виктория Аракелова, отвечая на вопрос журналистов об эскалации ирано-израильских противоречий и возможных ответных действиях Ирана на недавнее убийство главы политбюро ХАМАС Исмаила Хании во время его посещения церемонии инаугурации новоизбранного президента ИРИ Масуда Пезешкиана, заметила:
«Я должна отметить, что Иран, как и всякий политический тяжеловес, как любая страна с многотысячелетней государственностью, никогда не принимает поспешных решений. Если Иран пойдёт на какие-то меры, они будут детально продуманными, обоснованными. Мы видим, что эскалацию пытаются нагнетать не первый месяц, она длится уже определённое время. И это не первый раз, когда Иран сталкивается с такой лобовой эскалацией, провокациями, я бы сказала, в его адрес. Но мы видим и абсолютно сдержанную, рациональную позицию Ирана. Я надеюсь, что и в этот раз будет найден какой-то рациональный выход».
Вопросов разблокировки коммуникаций коснулась и эксперт, научный сотрудник ИМЭМО РАН Евдокия Добрева.
«Существует множество препятствий для осуществления проекта «Зангезурский коридор». Анкара является номинальным партнером НАТО, переводит вопрос транспортных коридоров в плоскость геополитики»,- подчеркнула Добрева.
Резюмируя, эксперт заметила, что появление альтернативы «Зангезурскому коридору» укладывается в стратегию России.