В современном демократическом мире нивелируется разница между направлениями различных политических течений, идеология стала флагом для сообществ чиновников. Об этом заявил политолог Александр Искандарян.
По его словам, много лет назад известный американский политолог Фрэнсис Фукуяма в своей книге “Конец истории” предсказывал подобную ситуацию. Фукуяма писал, что борьба идеологий в современном мире отошла на задний план, моделью становится либерализм с полным отсутствием идеологии, напомнил Искандарян, частично соглашаясь с выводами американца: “Сейчас все происходит именно так. Есть лишь одно исключение - исламский фундаментализм. Речь не о религии, а именно об исламе в политике. В остальных же случаях, все (идеологии) действительно ненастоящие. Сегодняшний национализм какой-то очень игрушечный. Или левые... Вы посмотрите на сегодняшних левых, и тех что были 50-60 лет назад. Сегодняшние левые озабочены другими проблемами: права меньшинств, экология, сексуальными различиями. Нивелируется разница между различными политическими направлениями, в парламенте вместе заседают представители партий, которых еще 50 лет назад сложно было представить в одном помещении”.
Искандарян указал на ситуацию в Европе, подчеркнув, что сегодня в парламенте Франции в одну коалицию вошли силы, которые, мягко говоря, сложно совместимы, в Германии аналогичная ситуация наблюдается давно. “Что это все означает? Это означает, что сегодняшняя идеология является своего рода прикрытием для политики определенного рода. Иными словами, идеология по большому счету является флагом для сообщества чиновников. Эти чиновники между собой делят власть, периодически размахивая флажками идеологий 100-летней давности”, - заявил Искандарян в эфире радиостанции “Бизнес Волна”.
Он отметил, что в Армении наблюдается аналогичная ситуация. “К примеру, АРФ “Дашнакцутюн” - социалисты. Почему? Потому что 100 лет назад, когда создавалась партия все были социалистами”, - заметил политолог. В результате отхода идеологий на задний план, создаются “чудовищные коалиции, которые начинают делить квадратуру круга, а до решения реальных проблем дело не доходит, потому что это чрезвычайно трудно… демократия не позволяет”, считает Искандарян.
“Те люди, которые представляют других людей во власти, им надо каким-то образом договориться, и они договариваются, но только технически. К чему это приводит? Это приводит к тому, что появляются харизматичные личности, в случае которых именно харизма работает, как политический инструмент. Это приводит к задействованию политических технологий, которых достаточно для решения технических проблем: вот сработали эти политические технологии на парламентских выборах Франции, но точно такие же сработали на выборах в Совет старейшин Еревана. В подобных условиях деидеологизируются политические силы, политические идеологии все больше и больше превращаются в борьбу всего хорошего против всего плохого. К примеру, “мы боремся против коррупции”! Найдите человека, который будет за коррупцию. Это не идеология”, - заявил он.
По оценкам Искандаряна, осознание, что политика превращена в технологию, важно для понимания того, что происходит в демократической части мира, где к власти приходят люди, которые помимо собственной харизмы ничего не декларируют.